В Стерлитамакском городском суде (Башкортостан) завершается рассмотрение уголовного дела активистки, защитницы Куштау Раисы Болдовой, которую обвиняют в распространении "фейков" о Вооруженных силах РФ (часть 1 статьи 207.3 УК РФ).
Напомним, согласно материалам дела, Раиса Болдова 14 марта 2022 года опубликовала на своей странице во "ВКонтакте" "запись о том, что в Оболонском районе Киева в результате попадания артиллерийского снаряда РФ произошло частичное разрушение дома, а также погибли двое лиц и 9 ранено". В тот же день Болдова опубликовала "запись о том, что в результате сброса авиабомбы на роддом Мариуполя погибла роженица и ее неродившийся ребенок". 14 марта активистка опубликовала "запись под названием "ГОРОД-МУЧЕНИК", где указано, что с первых дней спецоперации Мариуполь обстреливают из артиллерии, наносят авиаудары" и "местных жителей до сих пор не могут эвакуировать и привезти им гуманитарную помощь из-за регулярных обстрелов российской армии".
В апреле 2022 года в квартире Болдовой в Стерлитамаке прошел обыск (по версии следствия — "обследование жилища"), в ходе которого у активистки изъяли ноутбук и мобильный телефон. В июне активистке предъявили окончательное обвинение по ч.1 ст. 207.3 УК РФ ("Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил РФ").
На прошедшем в среду заседании огласили результаты судебной комплексной амбулаторной психолого-психиатрической экспертизы, которую судья Лилия Разяпова в декабре 2022 года назначила Болдовой. Судье, напомним, показалось странным заявление активистки о том, что она не понимает "смысла суда над собой", поскольку считает себя невиновной. Как сообщил адвокат активистки Айдар Хызыров, экспертиза, прошедшая в конце января, установила, что Болдова "здорова" и "отдает отчет в своих действиях".
Адвокат также рассказал, как было закончено судебное следствие по делу:
— Наконец, удалось заслушать показания одного из свидетелей обвинения — военного комиссара республики Михаила Блажевича. Меня как адвоката интересовали его полномочия давать показания в качестве официального представителя Минобороны РФ. Он пояснил, что действует на основании приказа Минобороны о назначении его военкомом, а также доверенности от ведомства. Мы уточнили, предусмотрено ли в этой доверенности право давать какую-либо юридическую оценку публикуемым гражданами сведениям о ходе специальной военной операции на предмет соответствия этих сведений официальной позиции Минобороны. Блажевич ответил, что буквально такие полномочия в доверенности не прописаны, но предполагается, что он вправе давать такие оценки. Мы настояли, чтобы суд зафиксировал отсутствие у него таких полномочий.
Адвокат добавил, что показания еще одного свидетеля обвинения — заместителя командира по воспитательной работе воинской части, дислоцирующейся в поселке Алкино-2, Александр Борисова — в суде оглашать не стали, поскольку он "находится в зоне проведения СВО" и не смог "обеспечить свою явку".
Напомним, в ходе следствия военные в своих показаниях цитировали содержание брифингов Минобороны РФ, в которых излагались российские версии событий в Киеве и Мариуполе, утверждая, в частности, о "постановочном" характере размещенных Болдовой видеоматериалов, которые, по их мнению, "делались для массовой непрофессиональной аудитории Европы и США".
— Прокурор делал особый акцент на том, что Болдова, как указано в обвинительном заключении, знала об официальной позиции Минобороны РФ относительно событий в Киеве и Мариуполе. Наша же позиция заключается в том, что Болдова не знала о соответствующих брифингах Минобороны. И, как действительно выяснилось, в ряде случаев брифинги военного ведомства были опубликованы позже, чем ее [Болдовой] репосты, — отметил Айдар Хызыров.
Он также сообщил, что в ходе допроса обвиняемой был озвучен ряд процессуальных нарушений, допущенных при возбуждении уголовного дела и в ходе следствия.
— Со слов Болдовой, при обследовании ее жилища присутствовали лица, которые затем не были указаны в протоколе — некая женщина в форме, а также сотрудник ФСБ. Ей не были разъяснены ее права, а в дальнейшем не была дана правовая оценка тому обстоятельству, что она не давала согласия на обследование своего жилища. Также в деле отсутствует заявленное в ходе следствия ходатайство Болдовой о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления. Вынесение объективного, справедливого приговора при таких процессуальных нарушениях невозможно, — заявил адвокат.
Приехавшие на суд сторонники Раисы Болдовой возмущались устроенным над активисткой процессом и заявляли, что она должна быть оправдана.
С самой активисткой связаться не удалось.
Прения по делу и последнее слово Раисы Болдовой пройдут 21 февраля. Своей вины она не признает.
Обвинение по статье ст. 207.3 УК РФ до сих пор остается единственным в регионе.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.