Расхожий афоризм, приписываемый Черчиллю, сулит стороне, которая предпочла войне с очевидным злом позор, и позор, и войну. Этот афоризм оказался полностью применим к Рустаму Минниханову. Или — к раису Минниханову, если хотите.
Для него еще накануне войны ситуация складывалась более чем очевидная. Закон "Клишаса-Крашенинникова" лишал Татарстан последнего номинально сохранявшегося достижения времён суверенитета, а поглощение "Сибуром" холдинга "ТАИФ" наглядно демонстрировало конец экономической самостоятельности республики.
При этом магия мифа, сложившегося вокруг должности последнего регионального президента, всё ещё работала даже за пределами России — не зря в его продвижение было вложено столько сил и средств, начиная с девяностых — а уровень международных связей позволял Минниханову вполне безбедно и безопасно чувствовать себя за бугром.
Я специально перечисляю чисто рациональные причины, по которым Минниханов должен был выбрать принципиально иную линию поведения с 24 февраля — раз уж в эмоциональном плане ничего не шевельнулось.
НОВЫЕ ЦЕНЗОРЫ ТАТАРСТАНА
Теперь мы наглядно видим, к чему привела выбранная Миннихановым линия.
1. Минниханов потерял вес внутри России, окончательно превратившись в рядового губернатора-клерка. Московский кремль не устроила попытка Татарстана чисто номинально сохранить пост президента республики ещё на два с половиной года. И Госсовет РТ ускорил ход событий. Это была первая сверхчувствительная плюха, которую РНМ публично отвесили на минувшей неделе.
2. Минниханов потерял вес за пределами России, попав в санкционный список США. Это превращает его в фигуру, токсичную на международной арене. Ведь главную проблему создают даже не прямые санкции — запрет на въезд в США РНМ, думаю, сможет пережить — а риск наложения вторичных. На тех, с кем пытается выстроить — а, возможно, уже и выстроил — отношения экс-президент Татарстана. И эта вторая плюха — даже почувствительнее первой.
3. Наконец, Минниханов утрачивает вес внутри Татарстана. Мы можем наблюдать это на примере скандала, раздутого формально из-за обложки журнала "Татарстан". Цензура в татарстанских СМИ долгое время оставалась прерогативой аппарата президента РТ. Но теперь де-факто на арену выпущен новый цензор — маргинальное движение "Сорок сороков", с пинка открывшее дверь в аппарат президента и диктующее местным СМИ новые правила. Функционеры, ранее подотчётные только АП РТ, вытянулись в струнку и хором извиняются, словно их напугало не какое-то сборище полоумных с улицы, а сам Рамзан Ахматович. Понятно, что сектанты из "Сорока сороков" всего лишь гонцы. Откуда именно, тоже понятно. Но в том-то и состоит особая унизительность третьей плюхи, что Московский кремль для своего небольшого набега на подцензурные татарстанские масс-медиа воспользовался именно таким аватаром. Такими темпами, глядишь, скоро и ИА "Татар-информ" будет позволять себе критику раиса Минниханова.
Как мог повести себя Минниханов после 24 февраля? На мой взгляд, есть три варианта поведения, которые могли были быть задействованы. Все три предполагали риск в большей или меньшей степени — и по этой причине могли ещё неделю назад выглядеть несколько утопично. Но сейчас, в связи с последними событиями, имеет смысл вернуться к ним вновь.
Вариант первый. Выжидание
При всей той демонстрации лояльности, которую мы наблюдали с самого начала вторжения России в Украину, Татарстан не предпринимает никаких шагов в связи с законом "Клишаса-Крашенинникова". Буквально — продолжает жить как жил: с президентом и Конституцией РТ без свежей порции поправок. Жить и ждать, какие шаги в публичном поле предпримет Московский кремль. Путин, скорее всего, не стал бы сам, лично ставить Татарстану "на вид". Вероятно, были бы задействованы прокуратура (с её предостережениями), подконтрольный Московскому кремлю пул журналистов и блогеров… Важно было показать, что Татарстан сдаёт эти свои позиции не сам, а под явным давлением. Не исключено, что Московский кремль, учитывая колоссальные "успехи" России на внешних фронтах, предпочёл бы поставить ситуацию с унификацией региональных глав на паузу, а Татарстан бы выиграл себе больше времени.
У этого варианта есть три существенных недостатка. Из формулы никуда не исчезает активное соучастие Минниханова в войне (не будем забывать о существенном вкладе Татарстана в "СВО" — двух добровольческих батальонах, активно эксплуатирующих татарские наименования и символику, денежном вкладе республики в "спецоперацию", которым Минниханов похвалился во время встречи с Путиным). Но формально все рычаги остаются в руках Московского кремля — и в случае, если бы окружение Путина рискнуло перенести разборки с республикой в публичное поле, этот плацдарм не продержался бы долго. Закон, помимо прочего, позволяет Путину увольнять региональных глав за недостаточные рвение и лояльность — даже несмотря на то, что де-юре эти должности являются выборными. Наконец, в-третьих, это явилось бы очень серьёзным испытанием на прочность для татарстанских элит. Не факт, что они бы не дрогнули — ведь это, по сути, означало бы прямую конфронтацию с московским начальством.
Вариант второй. Тихий саботаж
Сразу же после 24 февраля Минниханов и Госсовет РТ, напротив, сами, по собственной инициативе, форсируют исполнение закона Клишаса-Крашенинникова и ликвидируют должность президента, демонстрируя, что ни малейшей самостоятельности Татарстан себе уже не позволяет. А, главное, он не стремится в первые ученики. Да, возможно — опять же под нажимом — создаётся какой-то добровольческий батальон, но он не эксплуатирует татарское название с символикой, ему не создаются никакие особые условия, и он практически никак не раскручивается через государственные СМИ…
То есть Татарстан включает режим тихого саботажа: какие-то громкие, предельно общие слова звучать могут, но реальные действия, связанные с поддержкой "СВО", должны пробуксовывать. И, конечно, Татарстан не должен забывать демонстрировать, что является всего лишь исполнителем поручений Московского кремля, а не бежит впереди паровоза, проявляя инициативу там, где её даже не требуют. Риски в этом варианте отчасти пересекаются с рисками из предыдущего. Для этого требовались бы большая выдержка и сплочённость татарстанских элит (чего де-факто, скорее всего, нет), а, кроме того, Путин мог бы заподозрить, что его попросту водят за нос, планируя пересидеть "спецоперацию", по минимуму вмешиваясь в её ход и с минимальными же для себя репутационными рисками.
Вариант третий. Президент в изгнании
На первый взгляд, самый рисковый, но в перспективе — особенно с учётом известных на сегодня обстоятельств — и самый оправданный. Рустам Минниханов покидает Россию и из-за границы начинает публично критиковать "СВО" и путинскую политику внутри страны, создавая подобие правительства в изгнании. Самоубийство? Нет. Во-первых, в отличие от большинства россиян, вынужденно покинувших Россию с начала войны, для Минниханова это не было бы прыжком в никуда. Он больше двадцати лет налаживал международные связи и себя при этом, по всей видимости, не забывал. К слову, в документах Минфина США в качестве места жительства супругов Миннихановых, помимо российских резиденций в Казани и Москве, фигурирует недвижимость в ОАЭ и Франции.
Но, главное, антивоенная деятельность Минниханова закономерно встретила бы огромные интерес и даже поддержку. Так что, учитывая всё сказанное, ни нищета, ни забвение ему явно не грозили бы. Более того, было бы бесполезно даже лишать его должности президента откуда-то из России — ведь Минниханов как раз и смог бы объяснить свой демарш отчасти той политикой, которую Московский кремль проводит внутри страны, ликвидируя самостоятельность регионов.
Да, теоретически Кремль мог бы поставить под сомнение легитимность Минниханова как законно избранного президента — но это очень скользкий путь. Ведь это бросило бы большую тень и на все прочие выборные рекорды РФ.
Ещё, даже не теоретически, можно представить себе многочисленные тома компромата, скопившегося на Минниханова за годы в администрации президента РФ и ФСБ — но, подозреваю, львиная доля этого компромата имела бы вес при следующих обстоятельствах:
1) Минниханов находится внутри России (он, собственно, там и находится, но мы изучаем здесь упущенную возможность);
2) Россия по-прежнему находится со всем цивилизованным миром в более-менее одной и той же системе ценностей и юридических координат.
Первое обеспечило бы досягаемость Минниханова для путинских силовиков, а при втором условии весь цивилизованный мир, скорее всего, закрыл бы на преследование главы региона глаза. Или, в крайнем случае, выказал бы серьёзную озабоченность — как бывало уже не раз при ощущении, что закон в России используется исключительно для расправы с врагами режима.
Но после 24 февраля путинские силовики могут пачками предъявлять "доказательства", а басманные суды — такими же пачками штамповать решения. Всю эту работу мировое сообщество, скорее всего, просто проигнорирует. И уж совершенно точно: выступи российский системный политик такого уровня, как Минниханов, с осуждением "спецоперации", он мог бы рассчитывать на серьёзную индульгенцию.
Некоторые в свою очередь уверены, что Минниханов не смог бы допустить подобный демарш, потому что находится под серьёзным колпаком путинских силовиков — однако "Idel.Реалии" уже не раз изучали международные перелёты, которые совершает бизнес-джет Минниханова. В эти новогодние каникулы наблюдения за Falcon 8X с бортовым номером RA-09606 показали, что президент РТ вновь предпочёл отдых за рубежом. Его самолет вылетел 27 декабря в ОАЭ, а 28 декабря прибыл на Мальдивы. В Казань бизнес-джет вернулся только 8 января.
Не уверен, что Минниханов всё это время находился под колпаком. Я вполне могу допустить, что контроль за передвижениями российских функционеров был существенно усилен в первые дни "спецоперации", однако, полагаю, в какой-то момент ситуацию пустили на самотёк (как и многое из того, что происходит в России).
В любом случае сейчас мы наглядно убедились: игра в поддавки с Московским кремлём стремительно уничтожает вес Минниханова не только внутри России, но и на международной арене. Такими темпами терять скоро будет совсем нечего, а в сухом остатке окажутся лишь сданные позиции и поддержка путинских решений.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.