В Чебоксарах с выставки "Век — волкодав" в Центре современного искусства (ЦСИ) сняли работы 18-летней художницы Анастасии Данишевской (это ее творческий псевдоним) из-за её оппозиционных взглядов. "Мы узнали о вашей политической активности, поэтому нам пришлось закрыть вашу выставку", — сообщили художнице в ЦСИ. В интервью "Idel.Реалии" Данишевская рассказала о своей антивоенной позиции, национальном уклоне в творчестве, будущем, а также о том, чем её вдохновляет Владимир Путин.
"Страшно, но нужно"
— Ваше творчество имеет политический подтекст. Именно поэтому ваши работы убрали с выставки?
— Я никогда не скрывала своей политической позиции. Изначально на выставку у меня не приняли около семи работ: "Борись Немцов", "Танцы на костях", "Гласность глаза", "Твои-мои руки" и другие. На выставке знали, что в моих работах есть оппозиционные мотивы, но все равно решили принять мои картины, в которых тем не менее хоть как-то присутствует политический почерк. Да и во всех соцсетях я открыто говорю о своей позиции, в том числе во "ВКонтакте", нигде не скрываю своё мнение. И в Telegram’е не скрываю, что я достаточно активная оппозиционерка. Но после рекламы моей выставки в Telegram-канале "Сердитая Чувашия", видимо, все засуетились. Думаю, [именно] после этого мои работы и убрали.
— Вы жалеете, что этот пост появился в "Сердитой Чувашии"?
— Пост разместили с моего согласия. И я не жалею.
— Вам не страшно выражать свою позицию через творчество? Пусть не прямым текстом, но тем не менее.
— Всем сейчас страшно. Мы все люди — и у всех есть страх. Даже у самых главных лидеров оппозиции. Даже мне страшно, но иначе невозможно. Хотя бы через творчество, через слова, но все, на мой взгляд, должны выражать свою позицию. Страшно, но нужно.
— Вы помните своё 24 февраля, когда началась война?
— Я тот день адекватно и вспомнить не могу. Еще с 22 февраля ничего не помню. Это время стоит в моей памяти смутной пеленой. Мозг не может сформировать чёткую картинку того, что происходило, что я делала и чувствовала тогда. Но я точно помню, как не спала в ночь с 23-го на 24 февраля. Я понимала, что будет нечто страшное. И вся эта суматоха, которая была вокруг… Я читала рассылку новостей, что происходит, какие прогнозы делали эксперты по происходящим событиям. Друзья мне писали, просили все объяснить, зная, что я слежу за мировыми новостями. Но у меня самой была каша в голове.
— А вы участвовали в антивоенных протестах?
— Я выходила. У нас в Чувашии была антивоенная акция, но она не удалась, потому что весь центр города патрулировали полицейские, а чуваши сами по себе — очень напуганный народ. У нас все выходили в пикеты точечно, вместе никто не собирался.
— У вас были мысли уехать из России?
— Об этом думают сейчас многие. Я не собираюсь уезжать. Кто-то должен остаться… Я чувствую, что не смогу уехать, хотя возможность была.
— Родители вас поддерживают?
— Нет, не поддерживают. Это очень тяжело. Но среди знакомых и друзей нет никого, кто бы поддерживал войну.
— Можно ли переубедить тех людей, которые поддерживают российское вторжение в Украину?
— Всегда всех можно переубедить, особенно наш народ. [Евгений] Ройзман в интервью говорил, что весь наш народ будто заколдован — и перед нами стоит задача снять эти оковы зла. Я думаю, мы сможем снять эти чары.
"Путинская система убивает все национальное меньшинство"
— Расскажите немного о себе и своем творчестве.
— Я учусь на третьем курсе правозащитной специальности в колледже. Это юридический факультет. Кстати, художественное я не оканчивала. Я рисую картины, пишу прозу, начала создавать кокошники, вышиваю наряды. По национальности чувашка. Мне интересно искусство малых народов России.
В своём творчестве я в основном показываю самобытность родного чувашского народа, но в своих работах у меня не всегда получается затронуть именно Чувашию. Например, когда я изначально беру современный символ чувашской республики, вышивку, смотрю, а в этом все русское — и нет там ни капли чувашского. Хотя известно, что чувашская культура появилась гораздо раньше русской. Если в целом оценивать мое творчество, то оно касается русскости, вопросов национальной идентичности, того, как пересматриваются традиции в рамках моей малой родины, в какую ветвь это все произрастает сейчас и в каком направлении все может зацвести в новой ветви.
Есть такая группа IC3PEAK, ее солистка — Анастасия Креслина, которая сейчас в эмиграции — в одном из интервью говорила, что несмотря на то, что все мы — творцы — сейчас находимся в гонении из-за путинского режима, именно этот режим находится в главной ипостаси нашего вдохновения. Только из всего происходящего мы творим нечто, что получается вроде бы таким больным, но одновременно и радостным, и нежным. Это то, что мы называем искусством в рамках нашей оппозиционной атмосферы. И Путин в своём роде — наш главный вдохновитель.
— Вы говорите, что ваше творчество в целом о русскости. Вы хотите сказать, что Чувашия со своей культурой уходит на второй план?
— Сами провинции в России имеют под собой такую суть. Когда о них говоришь, подразумевается нечто стыдное, ты стесняешься этого, сковываешься. Я только около года назад начала гордиться тем, что я чувашка, стала больше интересоваться культурой предков, постигать историю о том, как и что происходило в разное время с чувашским народом. Я считаю, это очень важно хотя бы для того, чтобы коренные земляки гордились и знали, откуда произошёл их род. Путинская система убивает все национальное меньшинство — чтобы все возродить, понадобится много времени и сил.
— Как вы себя ощущаете, когда создаете работы по национальным чувашским мотивам?
— Мне не стыдно за свою национальную культуру. Я очень горда, что она так многогранна. Дело в том, что сейчас сами провинции в России имеют такую ничтожную значимость. У нас ведь на передовых планах развития стоят города-миллионники. Видимо, чтобы развивать ту провинциальность, которая есть во всех нас, нужны силы, нервы и время.
— Если государство не заинтересовано в популяризации национальных культур, то как этого можно добиться другими способами?
— Любое дело, любое искусство всегда стоит за людьми, а не за государством. Чувашия — одна из самых творческих республик в России. Даже среди моих знакомых много творцов, которые готовы стоять крепкой хваткой за то, что они создают. За такими людьми, как мне кажется, и стоит понятие национальной культуры. Главное — вовремя это все ухватить и создать творческую коммуну, потому что одному человеку ничего не сделать.
"Политика всегда будет врываться в творчество"
— Вы чувствуете, как в творчество врывается политика и устанавливает свои правила и законы?
— В творчество всегда врывается политика. В любую сферу жизни она всегда врывается. Как это оценивать? Такое вмешательство политики в творчество, как в моей ситуации, я оцениваю отрицательно. Но политика всегда будет врываться в творчество. Но через творчество всегда будет прорываться голос народа, который не может сосуществовать с голосом государства.
— Что вы почувствовали, когда узнали, что ваших работ не будет на выставке?
— Я сначала опешила. Я узнала об этом от знакомого человека, который собирался пойти на выставку и посмотреть мои работы, но в итоге ему сказали, что ничего такого нет. Я сначала подумала, что такого не может быть. А потом написала одной из работниц выставки, которая помогала ее устраивать — и все подтвердилось. В ЦСИ мне прямым текстом ответили: "Мы узнали о вашей политической активности, поэтому нам пришлось закрыть вашу выставку" (корреспондент "Idel.Реалии" обратился за комментарием в выставочный центр, но там отказались говорить о работах Анастасии Данишевской). Поначалу я была даже не расстроена — я была зла. Потом пришла печаль. Было непонимание всего, что происходит. Потом я посоветовалась и рассказала обо всем друзьям. О том, что мои работы сняли с выставки, написали оппозиционные паблики. И тут я нашла поддержку со стороны аудитории. Мне стало намного легче.
— Каким вы видите будущее России?
— В конце года у меня абсолютно не было новогоднего настроения. Было ощущение конца. Конца всего на свете. Но от праздника полностью я не отказывалась, чтобы ещё больше не уйти в апатию или депрессию — те состояния, из-за которых мы не можем увидеть ничего светлого. Но и будущего я не вижу. Просто тьма — и в этой тьме я все равно из всех существующих ныне сил стараюсь строить то, чего не вижу, но то, что обязательно будет.
Еще больше историй о жителях Поволжья, выступающих против российского вторжения в Украину, вы найдете здесь.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.