Ссылки для упрощенного доступа

Новый русский Грей: к чему ведет шизо-идеологический выбор?


Элвин Грей (Радик Юльякшин) популярный исполнитель из Поволжья
Элвин Грей (Радик Юльякшин) популярный исполнитель из Поволжья

Колумнист Харун Сидоров рассуждает о неустойчивой этнической идентичности под влиянием политический веяний. Он рассматривает проблему на примере поп-исполнителя Элвина Грея, который сначала объявил себя башкиром, а теперь поделился, что он русский.

В татарской среде есть известная и добрая шутка: "Неважно, какой национальности невеста, главное, чтобы была татаркой". Но шутка потому и шутка, что шутящим понятно ее несоответствие реальности или логике в зависимости от ситуации. Однако в случае с придворными деятелями "национальной культуры", эта грань утрачивается.

"Неважно, башкир ты или татарин, главное чтобы был русским" — такой девиз национальной политики "Русского мира" впору не иронично вводить в республиках, официозные деятели которых еще недавно воевали между собой, агитируя колеблющихся за свою "национальную команду".

"Я родился в Башкортостане, мой язык башкирский, мой дух башкирский" — гордо заявлял тогда, в 2018 году? один из таких деятелей Элвин Грей (Радик Юльякшин). Правда, уже в 2022 году он пообещал, что перестанет петь как на башкирском, так и на татарском, и уедет в Москву выступать на русском.

А на этой неделе, вернувшись из поездки по временно оккупированным территориям Украины, и вовсе заявил: "Мы — русские, победим. Никому ведь не резануло, что я башкир, живущий в Татарстане, говорю: Мы — русские. Я реально здесь ощутил себя русским. Я реально здесь ощутил себя русским. Ведь мы сейчас русские (башкиры, татары, чеченцы, марийцы и многие другие). Об этом, конечно, опять же не принято говорить, но это так".

Это лишь одно из открытий, которыми поделился в своем сомнительном заявлении певец в связи с происходящим в Украине.

"Не одна тысяча поляков. На стреме „братья" румыны, венгры и иже с ними. Слетелись стервятники. Но эта троица, понятно, за что „жопу рвет". Надеются прирасти землей под шумок", — пишет он о "скрытой подоплеке" происходящих событий.

Правда, исполнитель песен не поясняет, почему эти "тысячи поляков" не попытаются в таком случае захватить территории Украины, на которых находятся (в его буйном воображении), провести на них референдум и присоединить к Польше, как сделало государство, чьи интересы он защищает.

Впрочем, по мнению новоявленного "русского башкира" целью войны, которую ведет в Украине Россия, ни в коем случае не является захват у нее земель.

"Мы стоим здесь насмерть. Понимают ли на Родине, для чего мы это делаем? Или для них мы захватчики, которые вдруг решили расширить границы своего государства за счет другого? А не пришли, чтобы защитить себя и своих родных от уничтожения? Понимаем ли мы?" — с артистическим драматизмом вопрошает певец. Правда, упускает из виду, что публичная концепция властей по этому поводу за время его "командировки" изменилась.

Действительно, в начале "специальной военной операции" и сам Путин говорил: "...в наши планы не входит оккупация украинских территорий" (24.02.2022), "...появление российских войск под Киевом или других городов Украины связано не с намерением оккупировать эту страну" (16.03.2022). Однако уже в конце того же года он решил сбросить маски, заявив, что именно "появление новых территорий — значимый результат для России, Азовское море стало внутренним морем, еще Петр I боролся за выход к Азовскому морю". Как тебе такое, Элвин Грей?

Поляки и народы балтийских стран, о которых говорится в упомянутом тексте Грея, не захватывали территорий Украины и не провозглашали на весь мир, что считают такой захват значимым для себя достижением. Это делают именно те, кто называют себя русскими, отождествляя это понятие не с этническим происхождением и родной культурой, а с шизо-идеологией "третьей мировой войны", которую тоже провозгласил в своем тексте новоявленный русский.

О цене подобного приобретения для самого русского народа иронично написал русский татарстанец Марк Шишкин.

"Русский народ ныне обогатился целым Элвином Греем. Сбылись заветные мечты исторических обрусителей и теперешних борцов с многонационалочкой. Ждём дорогого Радика на Каравоне, на "Свияжской ухе", в музее Боратынского, и на региональном этапе Рождественских чтений", — съязвил он.

Смысл понятен — для людей вроде Марка (это его церковное имя) русскость означает погруженность в самобытную национальную культуру, в данном случае в регионально-конфессиональном контексте. Однако русские путинского призыва вроде Юльякшина не прилипают ни к этой, ни к другим возможным версиям русской этнической культуры и зачастую продолжают жить в частной жизни в своей этнической среде. Поэтому их русскость оказывается не этническим, а идеологическим выбором, масштабирование которого в современном "Русском мире" приводит к отождествлению русскости с преступной идеологией со всеми вытекающими для ее носителей последствиями.

При этом попытки снять с русского имени ответственность за плоды этой идеологии, периодически предпринимаемые теми русскими, для кого русскость — это просто их этничность и культура, а не "вот это вот все", едва ли имеют шансы на успех.

Ведь идеология эта утверждается в первую очередь представителями русского народа, начиная с Путина и его окружения, и поддержанными его большинством, и лишь потом вовлекает в свое поле многочисленных "новых русских". А вот для нерусских народов такое присоединение оппортунистов из их числа к большинству в долгосрочной перспективе как раз выгодно, так как позволит в будущем поставить знак равенства между сторонниками преступной политики в их среде и теми, кто сделал имперский, а не свой национальный выбор.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG