Педагог из Перми Екатерина Корнейчева 28 ноября вышла на одиночный антивоенный пикет, а позднее была оштрафована на 30 000 рублей за "дискредитацию" армии. 9 декабря её дочь — Алиса — последовала примеру мамы и вышла на площадь с плакатом "Нет войне". Через полчаса её задержали полицейские. В беседе с "Idel.Реалии" они рассказали, почему выступают против российского вторжения в Украину, как решились на протест и какое желание загадают на Новый год.
"Я ОТГОВАРИВАЛА ДОЧЬ"
Пермячка Екатерина Корнейчева 28 ноября вышла на одиночный антивоенный пикет против войны с Украиной. Акция на площади у Заксобрания Пермского края продлилась всего 15 минут — ее прервали сотрудники полиции. Ленинский районный суд города позднее оштрафовал Корнейчеву на 30 000 рублей за "дискредитацию" армии.
— Судье я сказала, что не хочу, чтобы умирали мои дети. Имела в виду, конечно, своих учеников, я педагог по образованию. В принципе я не хочу, чтобы это происходило в наше время. Смерть людей, разрушение городов — это все ужасно. Я вообще не понимаю людей, которые могут это поддерживать. Об этом я сказала суду. Так как я стояла в пикете у Заксобрания, у меня был плакат с обращением к представителям власти: "Остановите войну", — вспоминает пермячка.
Екатерина Корнейчева — педагог изобразительного искусства. По ее словам, два года назад ей пришлось уволиться из Пермского нефтяного колледжа из-за "претензий руководства к ее постам в соцсетях".
— Сейчас я понимаю, что детей, которых я учила, забирают туда. Они там погибают. Так как я очень люблю своих детей, в каждого из них вкладывала свою душу, для меня это очень тяжело. У меня многие спрашивают: может, у вас сына или кого-то из членов семьи забрали на войну? Нет, никого у меня не забрали. Но это не значит, что я не переживаю за этих людей, за этих парней. Они мне все близки как дети, — делится педагог.
Девятого декабря на акцию решила выйти дочь Екатерины Корнейчевой — Алиса Корнейчева. Ей 20 лет, она работает продавцом-кассиром в магазине игрушек. "Были планы пойти учиться, но с войной стало все сложно", — рассказывает о себе Алиса.
Девушка вышла к универмагу с плакатом "Нет войне".
— Я отговаривала дочь, — вспоминает мама Алисы. — После того, как сама вышла в пикет, сказала ей: "Не ходи". Мне стало легче, совести стало легче. И дочь мне на это говорит: "Знаешь, мама, не у тебя одной есть совесть, и я, твоя дочь, тоже против войны". Я горжусь своей дочерью.
Алиса на пикете 28 ноября была недалеко от мамы. Екатерина Корнейчева, в свою очередь, также была рядом с дочерью, когда ее вели в полицейскую машину.
— Мы были вместе всегда, — рассказывает мама Алисы. — Я видела, как полиция подходила к дочери. Я сфотографировала номера полицейской машины, чтобы потом знать, куда ее отвезли. Сотрудник полиции не вступал со мной в разговор. Он просто показал дочери свои корочки, попросил ее показать паспорт. И все, мол, вы нарушаете, ей сказали пройти в машину.
"Я МНОГОМУ НАУЧИЛАСЬ У ДОЧЕРИ"
Мать и дочь отмечают, что реакция на антивоенные пикеты у пермяков была разная.
— Люди подходили и выражали Алисе сочувствие и поддержку, — рассказывает Екатерина Корнейчева. — Несколько человек проявили негативную реакцию. Одна женщина кинула обвинения в адрес Алисы, мол, ей заплатили. Это же смешно! Потому что заплатить придётся нам — за то, что высказали свою точку зрения. Одна женщина пыталась отобрать у дочери плакат, но Алиса — девушка высокая: подняла плакат и не позволила его забрать.
Алиса уточняет, что один из прохожих принес ей горячий чай и бургер. Девушка считает маму смелым человеком: когда многие родители её сверстников остались дома, она не испугалась и вышла на пикет.
— Это как урок совести что ли. Я решила, что и мне молчать нельзя, — констатирует она.
Именно смелости, по словам Алисы, ей есть, у кого поучиться — у мамы.
— Наверное, смелость все-таки в нас ещё осталась, — рассуждает Екатерина Корнейчева. — Я ведь тоже многому научилась у дочери. Какое-то время назад я заблуждалась по вопросам политики. Многие среди нашего поколения говорят, что внутренняя политика Путина плохая, но зато внешняя — хорошая. У меня был такой момент, когда я тоже так считала. Алиса многое мне тогда рассказала, много информации давала читать. И я осознала, что на самом деле происходит в стране. За это ей огромное спасибо.
Мама и дочь живут вместе. Екатерине Конейчевой — 49 лет, она не работает, в том числе из-за проблем со здоровьем. Женщина пробовала искать работу на бирже труда, но пока безрезультатно. В семье работает только Алиса.
Раньше они смотрели новости на YouTube-канале "Популярная политика", который запустили члены команды Алексея Навального.
— Маме сложно это все смотреть, и мы перестали, — говорит Алиса. — Текстовые новости мы все равно просматриваем.
Екатерина Корнейчева отдельно обращается к коллегам-учителям. По её мнению, "потакать власти сейчас — преступление".
— Нужно осознать, что происходит. Не настраивайте детей и сами не участвуйте в этом, потому что в дальнейшем вам будет стыдно. Я призываю опомниться. Вы можете отказаться разносить повестки, перестать воспевать войну. Разве этому вы должны учить детей? Это ужасная функция, которую вы сейчас выполняете. За что? За деньги? За какие-то надбавки? За поощрения от руководства? Разве это стоит того? Очнитесь. Вспомните, что у вас тоже есть совесть и высший долг перед будущими поколениями. Может, это пафосно звучит, но это очень важный момент, — рассуждает Корнейчева.
24 ФЕВРАЛЯ
Желание высказаться против войны у нее появилось сразу после начала вторжения в Украину. Но выходить на акцию, признается Корнейчева, "было очень и очень страшно".
— Сами понимаете, в какой стране мы живем. И каждый шаг сейчас вызывает агрессию власти, если это сопряжено с их рисками, — комментирует пермячка.
Начало войны мать и дочь Корнейчевы переживали по-разному. Алиса говорит, что узнала о российском вторжении в Украину не из новостей, а когда увидела резко подскочивший курс на покупку валюты. "Всем стало понятно — что-то случилось", — вспоминает она. Екатерина Корнейчева, в свою очередь, просто "не поверила, когда открыла новости".
— Я проснулась 24 февраля и не могла поверить, что это происходит, что такое вообще возможно в наше время, — рассказывает женщина. — В то время, когда нужно договариваться, когда нужно дипломатическими средствами решать проблемы государства... Я неделю не верила в происходящее. Думала, что это сон, какой-то кошмар. Если честно, это ощущение до сих пор меня не отпускает. Потому что это настолько страшно. Даже словами не передать.
Екатерина Корнейчева считает, что каждый пермяк ощущает войну по-своему.
— Чувствуется, что повысились услуги ЖКХ, как поднялись цены на продукты. Все это ощущают люди. Думаю, что в дальнейшем в экономическом плане все будет только усугубляться. Потому что такие действия требуют огромных экономических затрат и, соответственно, все это однозначно скажется на населении, — предполагает Корнейчева.
Алиса Корнейчева считает, что война отразилась и на их семье, но это нельзя сравнивать с происходящим в Украине.
— Сказать, что мы стали хуже жить, можно, — делится Алиса. — Но где-то рушатся города — и это несопоставимые трагедии. Маме было очень плохо. Она очень переживает. Мама — учитель, еще в самом начале войны она говорила, что даже представить сне может, как ее ученики, которых она учила, сейчас поедут туда — в Украину.
ЖИЗНЬ В ИЛЛЮЗИИ
У семьи Корнейчевых небольшой круг общения, но и среди их знакомых есть те, кто поддерживает войну в Украине. Со многими из них общение прекращено.
— Кто не поддерживает нашу позицию, как замечаю, ведут себя очень агрессивно, — делится своими наблюдениями Екатерина Корнейчева. — Переходят на личности в разговоре. Не хотят слушать никаких аргументов. Так человек всеми нелогичными способами защищает свою точку зрения. Не идёт на контакт, не слушает доводов, не смотрит документы, не смотрит видео, фотографии, не хочет принимать действительность. Я изучала психологию — думаю, это такой способ самозащиты, самосохранения своего внутреннего пространства. Жил человек 30-40 лет в иллюзии: мы живем бедно, но мы самые сильные. А тут бац — все разрушается. Тебе говорят: и не самые сильные, и не самые богатые, и не самые умные, оказывается. А человек не хочет это принимать, он хочет остаться в своем иллюзорном мире и защищает его всеми доступными, в том числе агрессивными, методами. Даже к дочери, когда она стояла в пикете, подошёл один молодой человек и говорит: "Вся моя семья, я, не поддерживаем пикеты. Мы же все равно все умрем". Молодому человеку лет 19 — и он уже говорит, что "мы все умрем". Как это можно воспринимать? "Я останусь в своём маленьком мирке, в своей скорлупе, буду строить иллюзию до победного".
Война коснется каждого, считает Корнейчева.
— Может, "прилетит" не в виде похоронки, — продолжает мысль пермячка. — Придёт как экономический упадок, как боль, когда все поймут, что больно, и задумаются, откуда это происходит. Появятся вопросы. Кто в этом виноват? И тогда выяснится ужасная трагедия для многих. Люди будут просто в шоке от того, что узнают правду. И от этой информации уже будет никуда не деться.
ОДНО ЖЕЛАНИЕ ПОД НОВЫЙ ГОД
Многие готовятся к Новому году, закупаются продуктами, ставят елки, но Корнейчевы говорят, что праздничного настроения у них нет — тем более когда в другой стране умирают люди, разрушаются города.
— Я не понимаю, как в таких условиях можно радоваться, — рассуждает Екатерина Корнейчева. — Это такое очерствение души? Почему люди не могут осознать всего этого? Это ужасно…
У Корнейчевых есть елка, но ставить ее в этом году они не будут. У мамы и дочери есть одно единственное желание.
— Ощущения праздника нет. Праздник — это надежда на какое-то обещание светлого будущего, какая-то радость в связи с прошедшим. Люди вспоминают что-то хорошее. В этом году все ужасно. Даже нечего вспомнить хорошего. И будущее тоже нам не обещает много радости. Желание загадаем одно единственное. Мы хотим, чтобы наступил мир между всеми народами, — говорят Корнейчевы.
Алиса не хотела бы уезжать за границу. Она верит, что "все станет лучше". Ее мама настроена более скептически и не исключает возможной эмиграции.
— Мы посмотрим, как дальше будут развиваться события в стране. Если это все будет жёстче, преследования будут продолжаться, если эта ситуация не прекратится… Посмотрите, Яшина посадили на 8,5 лет (Илья Яшин был приговорен к восьми годам шести месяцам колонии за стрим на YouTube, где он приводил свидетельства того, что жителей Бучи убивали российские военные; суд признал его виновным в распространении "фейков" об армии — "Idel.Реалии"). Его просто посадили за слова. Это страшно. А мы прекрасно знаем нашу исправительную систему, какие там условия… Возможно, мы задумаемся об отъезде. Сейчас пока нет. Осталась какая-то крохотная надежда, что все-таки все может измениться в лучшую сторону. Она очень маленькая, совсем призрачная, но все-таки есть, — резюмирует Екатерина Корнейчева.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.