К 31 декабря 2022 года Татарстан по требованию федерального закона Клишаса-Крашенинникова должен ликвидировать пост президента республики. Однако в повестку заседания Госсовета РТ, намеченного на 15 декабря, проект новой редакции Основного закона республики не внесен. "Idel.Реалии" рассказывают, как появился пост президента Татарстана и как республика долгие годы отстаивала эту должность, несмотря на претензии Москвы.
История должности президента Татарстана связана с распадом СССР. Во время перестройки — в 1989 году — Татарскую автономную республику возглавил Минтимер Шаймиев, которого избрали первым секретарем Татарского обкома КПСС, а в апреле 1990 года он стал председателем Верховного совета республики. 30 августа того же года парламент ТАССР объявил о государственном суверенитете Татарстана, после чего и был учрежден пост президента.
Первые выборы президента Татарстана состоялись 12 июня 1990 года — в один день с выборами президента России. В результате Российскую Федерацию возглавил президент Борис Ельцин, а Татарстан — президент Шаймиев (руководил Татарстаном он последующие 20 лет). При этом федеральные выборы на территории республики были признаны несостоявшимися. В остальных республиках, которые входили в состав РСФСР, должность президента появилась гораздо позже.
В 1992 году Татарстан принял свою Конституцию (на два года раньше российской). В ней было записано, что "главой государства в Республике Татарстан является Президент".
В том же году по инициативе Шаймиева прошел и референдум о государственном статусе республики. На нем 62% избирателей проголосовали за то, чтобы Татарстан стал суверенным государством, "субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров". Значительные разногласия между Казанью и Москвой были разрешены лишь к 1994 году. Тогда Татарстан и Россия заключили первый договор о разграничении полномочий (в федеративном договоре, который подписали другие республики, Татарстан участвовать отказался). Этот договор закрепил особый статус республики. Подпись под ним поставили два президента — Шаймиев и Ельцин.
Позже Шаймиев еще дважды переизбирался на пост президента — в 1996-м и 2001 году. А в 2005 году — уже после того, как в России отменили выборы глав регионов — Шаймиев был наделен полномочиями президента на четвёртый срок Госсоветом (парламентом) республики. Кандидатуру выдвинул президент России Владимир Путин. В 2007 году Путин и Шаймиев подписали новый договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром. Однако этот документ был, скорее, символическим. Тем не менее статус президента Татарстана Москвой тогда не ставился под сомнение.
О ликвидации статуса президентов у руководителей национальных республик речь зашла уже после того, как Шаймиев ушел в отставку. Его преемником 25 марта 2010 года был назначен Рустам Минниханов (на свой первый президентский срок он также утверждался Госсоветом).
Первым об отказе называться президентом заявил руководитель Чечни (на тот момент президент этой республики) Рамзан Кадыров. "Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т.д", — заявил Кадыров 11 марта 2010 года. Тогда же он сказал и о том, что не нужны договоры о разграничении полномочий между Москвой и республикой. "Не должно быть субъектов с особыми полномочиями", — сказал глава Чечни. Он призвал прекратить "парад региональных президентов".
— Если какие-то республики проявляют инициативу об изменении названия высшего должностного лица своих территорий, то по Конституции РФ и их конституциям — это их исключительное право, — отреагировал тогда на чеченскую инициативу Минтимер Шаймиев. Он предположил, что Госсовет Татарстана, "скорее всего, не пойдет на изменение основного закона республики". "Тем более, как это можно будет объяснить населению, когда не прошло и полугода, как наш новый президент Рустам Минниханов принародно принес клятву верности Конституции, положив на нее руку", — указал первый президент республики.
Тем не менее главы других республик в России стали отказываться от наименования "президент". А уже к концу 2010 года был принят федеральный закон, запрещающий называть глав субъектов России президентами. От регионов потребовали изменить свои конституции к 2015 году. Новый закон подписал тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев.
— Мне очень нравится название моей должности. Я же давал клятву на конституции Татарстана, в том числе давал клятву и на это название. Кое-кому это название не нравится. А нам нравится, — комментировал федеральный закон уже Рустам Минниханов в 2011 году на пресс-конференции, посвященной годовщине его президентства.
Большинство регионов почти сразу же сменили свои наименования высших должностных лиц. Последним, кто уложился в установленный законом срок, был Башкортостан. Здесь от президента "избавились" к 25 декабря 2014 года. Тогда Курултай все-таки принял закон, согласно которому с 1 января 2015 года высшее должностное лицо республики именуется "Глава Республики Башкортостан" или по-башкирски "башлык".
В Татарстане же настаивали, что наименование должности президента — исключительное право республики. "Когда придет 2015 год и нас спросят, почему вы не выполняете закон, мы ответим, что данный закон противоречит Конституции России,— заявлял Минтимер Шаймиев. По его словам, республиканский "парламент просто не проголосует за изменение наименования". Минниханов продолжал высказываться более осторожно. Так, он, например, заявлял, что у него "плохого отношения к названию президент нет, но есть федеральный закон".
В парламенте республики пытались отложить этот вопрос как можно дольше, постоянно успокаивая Москву, что создана рабочая группа по изменению Конституцию. Прессе депутаты даже заявляли, что президента Татарстана якобы могут переименовать в "бабая". Но к концу 2014 года Госсовет Татарстана никакие изменения в Конституцию вносить не стал.
В начале 2015 года Госдума решила предоставить Татарстану отсрочку еще на год — до 2016 года. Впрочем, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин сразу же сказал, что это лишь "возможность еще один год вести процедуру переговоров, разъяснение этой ситуации". В Госсовете тогда считали, что Госдума приняла свой закон с превышениями полномочий.
В сентябре 2015 года Рустама Минниханова переизбрали на выборах президентом еще на один год. На его инаугурация Минтимер Шаймиев сказал, что "людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного названия нашей республики". "Это название нас объединяет. Потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет этого названия", — подчеркнул Шаймиев.
А 17 декабря 2015 года Владимир Путин на пресс-конференции сказал следующие слова: "У нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это, действительно, дело самого Татарстана". При этом он привел пример, что "даже если Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент". "Это выбор был чеченского народа, мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?" — заключил Путин.
В результате к концу 2015 года Татарстан вновь проигнорировал федеральный закон. Конституция Татарстана вошла в противоречие с законодательством России.
В 2017 году истекло действие договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой. Депутаты Госсовета предприняли попытку уговорить федеральный центр продлить соглашение. При этом парламентарии попросили Путина "поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам". Но такая комиссия так и не была создана.
Негласно считалось, что федеральный центр разрешил Татарстану сохранить президентскую должность до окончания полномочий Минниханова в 2020 году. Однако на очередные выборы он пошел вновь как кандидат в президенты.
Некоторые жители республики даже жаловались на то, что в Татарстане остается пост президента. В 2021 году прокуратура подтвердила, что Конституция РТ содержит "ряд положений, противоречащих федеральному законодательству". Она указывала, что на основании распоряжения президента РТ от 16 июля 2020 года "начата работа по разработке проектов законов республики и других нормативных актов, необходимых для реализации поправок к Конституции". Однако никаких подробностей о том, как будет меняться Конституция, не сообщалось.
Новый законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", обязывающий руководителей регионов именоваться главами, был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года. Его инициаторами стали главы комитетов Госдумы и Совета Федерации по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Он начал полную реформу власти в российских регионах. Одно из требований, как и прежде — в России должен оставаться только один президент, а в регионах все должны стать главами. В то же время губернаторам разрешили избираться на высший пост в регионе более двух раз.
Татарстан сразу же не поддержал этот законопроект. Так, на сессии Госсовета глава профильного комитета Альберт Хабибуллин заявил, что документ Клишаса-Крашенинникова "нарушает принципы федеративного государства, заложенные в Конституции Российской Федерации". Решение не поддерживать законопроект было принято единогласно 82 депутатами. Какого-либо обсуждения в парламенте не было. Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал демарш Госсовета Татарстана "одним из мнений".
Госсовет Татарстана даже подготовил поправки, которые позволили бы республике сохранить должность президента. Однако они ожидаемо были отклонены Госдумой. При этом на этот раз поправки обсуждались депутатами Госсовета. Единоросс Николай Рыбушкин даже посетовал тогда: "Мы сейчас уже должны готовиться к Конституционному суду. Надо сразу сказать, что Татарстан оставляет за собой право, если они не примут наши поправки, обратиться в Конституционный суд!". Но надо отметить, что в той сессии не участвовали ни Минниханов, ни Шаймиев.
При этом далеко не все депутаты Госдумы от Татарстана отстаивали позицию республики. Часть из них, в том числе Олег Морозов, голосовали за этот законопроект. Некоторые побоялись и вообще не голосовали. Ко второму чтению сторонниками законопроекта стали также Альфия Когогина, Ильдар Гильмутдинов и Айдар Метшин. Последний, впрочем, позднее заявил СМИ, что поддержал проект по ошибке. А спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин при обсуждении проекта сказал следующее: "Республики, национальные республики, самоопределение нации, заложенные фактически при построении государства ошибки привели к распаду страны".
В декабре 2021 года новый закон был принят. Против него голосовали только шесть депутатов-единороссов от Татарстана: Айрат Фаррахов, Татьяна Ларионова, Айдар Метшин, Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, Азат Ягафаров.
Новый закон установил, что регионы должны изменить свои конституции до 1 января 2023 года. При этом основные положения уже вступили в силу с 1 июня 2022 года. Путин в своих указах стал называть Минниханова "главой".
Сам Минниханов так комментировал эту ситуацию: "Закон уже принят. Позиция нашего парламента была известна". Он отметил, что "мы законопослушные люди, но так получилось, что наш голос не услышали".
Позже Фарид Мухаметшин заявил, что в республике "не делают из этого большой трагедии". "Федеральное законодательство подразумевает, что как мы назовем высшее должностное лицо — это правовая позиция субъектового парламента. Мы, безусловно, после летних каникул вновь соберем рабочую группу специально по этому вопросу", — сказал он. При этом Мухаметшин обещал, что "все это аккуратно сделаем, вы будете довольны".
К настоящему времени власти Татарстана ни разу не сообщали, как продвигается работа над поправками в Конституцию, лишь отмечая, что у республики есть срок до 1 января 2023 года. На 15 декабря была назначена сессия Госсовета. Но президиум при формировании повестки заседания вопрос об изменении Конституции в нее не внес.
Глава комитета Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин фактически ушел от вопроса журналистов, будет ли парламент в этот раз соглашаться на требование федерального центра.
— Работа велась и ведется в ежедневном режиме. Есть контрольные сроки приведения в соответствие федерального законодательства, согласно которым мы работаем. Время позволяет, — сказал Хабибуллин. — Сказать однозначно, что это будет завтра или послезавтра, я не могу, но, в принципе, в соответствии с действующим законодательством работаем.
С приходом к власти Владимира Путина республика потеряла значительную часть полномочий. Кремль добился ликвидации символов этой автономности, например, позиции "президента Татарстана", обязав регион называть первое лицо "главой республики". Ранее Канадский эксперт по федерализму Джон МакГерри (John McGarry) объяснил взаимосвязь между правами человека, степенью автономности региона и демократичностью. Всего этого в Татарстане постепенно не стало.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.