Ссылки для упрощенного доступа

"Мама, хоть пять миллионов за меня получишь". Заключённого из Пермского края отправили на войну


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

28-летнего заключённого из Пермского края в середине октября вывезли из колонии и отправили в Краснодарский край. Его мать связалась с "Idel.Реалии" и рассказала, что, по ее мнению, сын уже находится в Украине. Женщина пыталась отговорить его от участия в войне, но безрезультатно. По словам матери, основная причина такого решения — сын не хотел сидеть еще пять лет. Подробнее — в материале "Idel.Реалии".

— Мой сын мне мало рассказывал, но он обмолвился, что — как и везде — [в колонию] приехали и предложили воевать. Я сама думаю, что связано с группой "Вагнера" ("ЧВК Вагнера" "Idel.Реалии"), — говорит мать 28-летнего заключённого (просила не называть свое имя и имя сына), отбывавшего наказания в Пермском крае.

— Что вас больше всего настораживает в этой ситуации?

— Что это сделали по-тихому, никого не предупредили. Все равно мы — матери — переживаем за своих детей, когда не знаем, где они находятся. В принципе, мы и сейчас не знаем, где они. Знаем только, что они были где-то в Краснодарском крае, а сейчас где-то на Украине.

— Вам известно, сколько человек было отправлено в Украину из колоний Пермского края?

— Он у меня сидел "на десятке" (ИК-10, расположена в поселке Всесвятский Пермского края "Idel.Реалии"). И вот сказали, что сначала 500 человек согласились ехать, но потом якобы решили забрать человек 150.

— Вы знаете, как проходила вербовка заключённых? Что вам рассказывал сын?

— Их не уговаривали. Как и везде пишут — приехали, рассказали, сколько будут платить, сколько дадут за смерть, что их похоронят на аллее Славы. Сказали, что если умрут, то все похороны там будут проходить — то есть на Украине.

— Сколько им обещали заплатить, вам известно?

— 100 тысяч рублей обещали и еще проценты — так называемые "боевые". Он мне сказал: "Мама, хоть пять миллионов за меня получишь". А я ему: "Мне не нужны миллионы, лишь бы ты живой был". Сейчас люди десять лет готовы отсидеть, чтобы туда не ехать, а мой рвётся туда. Но он все решил…

— Вы отговаривали сына?

— Он сам захотел. Я его отговаривала, но он все равно: "Я пойду". У него кража наркотических веществ — 6,5 лет ему дали. Мой сын не служил. Ему 28 лет. Семьи нет. Он физически подготовлен, бывший самбист, занимался кикбоксингом, в колонии тоже качался. Я ездила к нему на свидание. Он в хорошей физической форме. Только за это не переживаю — что бегать умеет.

— А как вы относитесь к его решению поехать в Украину?

— Сама я отношусь отрицательно. Я ему об этом сказала. Он сам сделал выбор, поэтому я поддержала. Он не шел ни на какие уговоры. Сестра его тоже уговаривала не ходить — не вышло. У меня был только один выход — его поддержать.

— Вы понимаете, за что едет воевать ваш сын?

— Я вообще ничего не понимаю, кто там, за что. Их [украинцев] жалеют, наших не жалеют. Я считаю, что их — сидельцев — забрали на убой. Их будут совать на все передовые. Не жалко же такой скот, как говорят некоторые. Я читаю такие мнения людей в комментариях в соцсетях под постами об отправлении заключённых на "спецоперацию". Некоторые пишут: "Пусть лучше они умирают, чем наши дети". Получается, у меня сын не человек что ли? Кого я тогда родила, воспитывала?

— Как вы думаете, что больше всего мотивирует заключённых ехать на войну?

— Мой сын сказал, что не хочет сидеть еще пять лет. Он полтора года пока отсидел. Якобы что будет, то будет. Он говорит: а вдруг, мол, все получится — и через полгода уже буду дома. А если нет, то пять миллионов я получу.

— Вы поддерживаете связь с родственниками других заключённых, которых отправили на войну?

— Да, мне звонила одна женщина, она тоже мать. Поделилась, что звонок прошел — и все нормально. Она ничего не знает. Как и я.

— Когда вы в последний раз созванивались с сыном?

— Я слышала его 8 ноября. Тогда он был ещё в России; сказал, что у него все нормально. Изначально — после того, как в середине октября его забрали из колонии — мне позвонили и передали, что мой сын в Краснодарском крае, в каком-то бывшем детском лагере. Ничего непонятно было из разговора. Все как-то скрыто.

В разговоре 8 ноября сын сказал, что его одели, накормили. Уточнил, что идет учеба, слаживание, подготовка. Сказал, что будет трудно. Но он у меня не хилый и духовно сильный. Мне кажется, они на Украине сейчас — я пришла к такому выводу, сверяя информацию в пабликах. Говорят, что 600 человек уже погибло из заключенных Пермского края. Живых мало, многие сдались в плен. Но я пока ничего не знаю.

— О чем вы сейчас думаете?

— Я пытаюсь верить, что мой сын вернётся живым. Не думаю о плохом. Мы все молимся за него. Всегда нужно верить в хорошее.

— Как эта ситуация изменила вашу жизнь?

— В душе что-то изменилось. Неспокойно мне. Понимаете, он был на зоне — и я знала, что его там кормят и поят. Он учился там и работал, спортом занимался. А сейчас я не знаю, что с ним, что с моим сыном. Я просто в неведении. С одной стороны, думаешь, как хорошо, что мой сын — не трус, но я-то хочу другого — чтобы он живой был. Он у меня не один. У меня есть еще дочь и младший сын.

— Если бы у вас была возможность обратиться к российским властям, что бы вы сказали ?

— Я бы сказала, что мне непонятно, что у нас происходит по всей стране. Почему никто не показывает — ни один телеканал — как на войну едут наши дети. Мобилизованные воюют, но о наших все молчат — никакой репортаж о них не сделают, ничего родным не расскажут. Это сколько их туда направили, если их только с Пермского края больше тысячи вывезли? А если с каждой области столько? Ведь все матери и жены переживают за своих близких. Они как солдаты без имён. Откуда мы знаем, может, вообще им не заплатят. Самое страшное, что мы ничего не знаем.

  • В правозащитной организации "Русь сидящая" и фонде "В защиту прав заключенных" в конце октября сообщали, что за несколько месяцев из российских колоний в Украину отправили не менее 15 тысяч заключенных.
  • В начале ноября издание The Insider сообщило, что за два месяца на войне в Украине погибли более пятисот российских заключенных, завербованных руководством "ЧВК Вагнер". Количество погибших, как отмечает издание, удалось установить с помощью писем, которые были отправлены родственникам погибших от руководства "ЧВК Вагнер". Эти письма обнаружили и верифицировали сотрудники Украинского центра изучения и противодействия гибридным угрозам.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG