Ссылки для упрощенного доступа

Камень Санукова в деревне на краю оврага


В деревне Носелы Горномарийского района Марий Эл 4 ноября открыли мемориальный камень в честь известного марийского историка Ксенофонта Санукова. Подробности — в материале "Idel.Реалии".

Ксенофонт Сануков. Архивное фото
Ксенофонт Сануков. Архивное фото

Историк, финно-угровед, исследователь репрессий

Историк, финно-угровед, исследователь темы репрессий в Марий Эл, автор биографий самых известных марийцев, сделавших понятие "марийская культура" достоянием истории (то есть явлением, о котором можно стало писать, фиксировать его), Ксенофонт Сануков умер 14 октября 2020 года в возрасте 85 лет. В последние годы он чувствовал себя неважно, но от специализированной опеки — помощи со стороны муниципалитета — почетный гражданин Йошкар-Олы тем не менее отказывался.

Исследованием темы сталинских репрессий он занялся в конце 1980-х годов, в это же время при его участии было открыто отделение общества "Мемориал" в Йошкар-Оле. Сануков его и возглавил. Он был финно-угроведом, возглавлял общество "Марий Эл — Венгрия", состоял в исполкоме Ассоциации финно-угорских народов России, возглавлял журнал "Финно-угроведение". Сануков входил в исполком воссозданной общественной организации "Марий Ушем". Именно он собирал материал для трех томов "Книги памяти" — списка имен репрессированных жителей Марий Эл, чьи данные указаны на основе информации, содержавшейся в делах "врагов народа". В "Книге памяти" упоминаются 12 тысяч человек. Историк полагал, что всего за годы репрессий могли расстрелять около 15 тысяч жителей республики.

Ксенофонт Сануков разработал обновленную концепцию истории Марий Эл. Например, именно в ней впервые упоминаются "Черемисские войны" — повстанческое движение марийцев против колонизации территории, на которой они жили, Московским государством. Подавление этого движения — как и репрессии 1930-х годов — историк называл наиболее трагичными событиями в жизни марийцев, когда в итоге уничтожалась национальная элита.

Сануков писал о работе американских столовых и помощи американцев во время голода в Марийской автономии в начале 1920-х годов.

Память об известных марийцах

В июне этого года на доме, в котором жил Ксенофонт Сануков, открыли мемориальную доску. Инициаторами увековечивания памяти ученого стали представители общественной организации "Марий Ушем". В открытии доски участвовали власти города и Марийский госуниверситет.

В очередную годовщину образования Марийской автономной области на родине историка — в деревне Носелы Горномарийского района — открыли памятный камень в честь Санукова. Установкой и открытием занималась "Марий Ушем".

На открытии памятного камня в честь Санукова
На открытии памятного камня в честь Санукова

Член правления "Марий Ушем" Владимир Козлов рассказывает, что традиция установки памятных камней началась в 2005 году. Тогда организация собиралась увековечить память о марийском сотнике, ключевой фигуре первой Черемисской войны — Мамич-Бердее. Был уже готов мраморный камень для установки в Оршанском районе республики, но власти были против инициативы "Марий Ушем". Скульпторам, которые согласились сотрудничать с организацией, предложили другой, более выгодный заказ — установку памятника князю Акпарсу в Горномарийском районе. А памятный камень Мамич-Бердею в деревне Кугунур Оршанского района установили в 2006 году уже по инициативе провластного "Марийского национального конгресса".

— Почему камень? — поясняет Владимир Козлов. — Это была наша идея. У марийцев история очень непонятная. Вроде бы жил народ, а самой истории написанной нет. И что-то не сохраняется. У меня была такая мысль, я предложил: почему все время дерево, дерево. Дерево сгниет со временем, давайте ставить камни — памятники.

Из-за того, что тогдашние республиканские власти не воспринимали "Марий Ушем", организация в 2007-м и 2010 году устанавливала памятные камни в Кировской области.

Сейчас, по подсчетам Козлова, уже установлено "более десяти камней". Примерно с середины прошлого десятилетия их открывают на территории республики. Камни ставят в честь как полулегендарных героев, таких как князь Болтуш (Полтыш) — еще одного из вероятно исторических деятелей времен Черемисских войн — так и вполне реальных земляков, оставивших о себе хорошую память. Например — об одном из деятелей Марийской автономной области Иване Шигаеве, уроженце села Ронга Советского района (его память увековечили в июле прошлого года). Как правило, эти памятники устанавливают в родных деревнях и селах знаменитых марийцев.

Установку камней представители "Марий Ушем" обсуждают с муниципальными властями. Из-за того, что за выделенную территорию нужно брать ответственность, местные чиновники не всегда соглашаются с инициаторами.

— В Советском районе у нас даже конфликт случился, — вспоминает Козлов. — Поэтому мы поставили памятник Шигаеву на частной земле — площадке пять на пять метров.

Перед установкой памятного камня Ксенофонту Санукову появилось нововведение. Министерство культуры республики тоже предложило согласовывать с ними все действие, чиновникам "нужна информация, что за памятный знак устанавливается, кому".

— Когда обращаешься в Минкульт по поводу клубов, домов культуры, то они всегда отказываются помогать, так как не могут указывать муниципальным властям, — удивляется Владимир Козлов. — Они говорят обычно, что муниципалитеты сами решают такие вопросы. А в этом случае выходит, что они вмешиваются, несмотря на то, что мы уже с муниципалитетом договорились. Странно и непонятно.

Память о ботинках на плече

"Марий Ушем" потратила на установку памятного камня в честь Ксенофонта Санукова около 100 тысяч рублей — это оценка председателя правления организации Игоря Кудрявцева.

На открытии памятника были представители сельской и районной администрации, местные жители, родные брат и сестра Санукова, его родственники из числа местных, много общественников — марийских и даже чувашских. Не приехали региональные чиновники, представители МарГУ и МарНИИЯЛИ им. Васильева, где работал Ксенофонт Сануков.

Камень в честь историка, которого называют совестью марийской нации, установлен рядом с домом, в котором жила семья Сануковых раньше. Кто-то из пришедших на открытие памятника принес с собой черно-белую фотографию; на ней трое детей — братья и сестры Сануковы, Ксенофонт — один из них. Все они стоят на фоне родного дома.

Камень для памятника привезли из Моркинского района. Он из "коркатовского запаса" (заготовленные заранее недалеко от деревни Коркатово, где находится одноименный карьер). "Прочный, не размывается, не трескается", — так охарактеризовал его один из представителей "Марий Ушем".

Открытие памятного камня стало большим деревенским праздником. Церемония началась с исполнения марийской песни местной певицей. Потом поочередно выступили все, кто знал и ценил Ксенофонта Санукова. Ленточку памятника перерезали его родные брат и сестра — Виссарион и Светлана.

Брат и сестра Ксенофонта Санукова
Брат и сестра Ксенофонта Санукова

Сестра тоже выступила на открытии. Она рассказала главное о старшем брате, что ей запомнилось из детства на всю жизнь:

— Когда он в институте учился, приезжал в деревню, ботинки вешал на плечо, жалел их. Босиком приходил. Одевал их только в городе уже.

Пожалуй, таким мог бы быть и скульптурный памятник Ксенофонту Санукову.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG