В Дубовой роще, расположенной на окраине Йошкар-Олы, 30 октября состоялись моления марийцев о прекращении войны в Украине. Их участники — представители йошкар-олинской общины традиционной религии — принесли в дар богам двух баранов и трех гусей, попросили прекратить кровопролитие в соседней стране и создать бесконфликтное общество на земле. Подробности — в материале "Idel.Реалии".
В середине марта, когда луна перешла в фазу восхождения, представители йошкар-олинской общины марийской традиционной религии провели моления в Дубовой роще. Жертвоприношений тогда не было, их обещали осенью 2022 года. Экстренной причиной тех молений стали обращения к богам о прекращении кровопролития. После начала российского вторжения в Украину представители общины стали обращаться к карту — Виталию Танакову — с просьбой провести эти моления.
Представители общины крайне аккуратны в формулировках, они избегают называть "спецоперацию" агрессией, но и не оценивают вслух официозную версию "о священной войне с Западом". Для них важно понимать, что все происходящее — трагедия, ставящая крест на спокойной поступательной жизни, какой она была для многих до 24 февраля. Вернуть нормальное течение жизни сейчас, по их представлению, могут лишь боги.
Виталий Танаков перед началом молений рассказывает, что "как только началось противостояние — спецоперация, как ее назвали — мы в общине сделали зарок". Он говорит, что обещание провести мольбу о мире необходимо было дать в кӱсото (священной роще) немедленно. Сейчас, по словам Танакова, моления нужны, "чтобы не было кровопролития на земле, чтобы люди жили в мире и благоденствии".
— Сейчас мы исполняем это обещание, — констатирует священнослужитель. — Будем приносить дары богу Курык Кугыза, чтобы он начал и помог народам мира войти в мирное русло. Чтобы создать бесконфликтное общество на земле. Чтобы не было боевых действий, чтобы людей не убивали.
Личные просьбы у собравшихся людей тоже будут, отмечает карт, но основной лейтмотив этого молитвенного собрания — устранить противостояние в обществе. Чтобы был мир и достаток.
— Мы просим богов, чтобы они к нам снизошли, остановили. Тем более ядерный удар готовят, пугают нас атомной бомбардировкой. Чтобы остановили они того, кто будет руку протягивать к кнопке ядерного заряда, — делится подробностями Виталий Танаков. Он добавляет, что пришедшие на моления знают, о чем будут просьбы к богам. Всю зиму и лето в общине проводились встречи, на которых люди обменивались мнениями друг с другом.
При этом очевидно, что и без мартовского обещания эти моления в конце октября все равно бы состоялись. Но люди, по словам Танакова, приходили к нему и предлагали "все это остановить".
РЕЛИГИЯ МАРИ И ПОЛИТИКА
Традиционная религия мари, обязательным атрибутом которой являются моления в священных рощах (кюсото), "вышла из подполья" 11 октября 1991 года. В тот день в священной роще рядом с деревней Олоры Параньгинского района Марий Эл состоялись большие всемарийские моления — первые с момента официального возобновления традиционной марийской религии. Их участниками стали более двух тысяч человек. В советские годы марийцы молились небольшими группами, тайно.
В 2021 году власти республики решили усилить контроль над сторонниками традиционной религии. Муниципальным главам было разослано письмо из министерства внутренней политики Марий Эл, которое предписывало отказывать в предоставлении муниципальных площадок "радикально настроенным последователям марийской традиционной религии". По сути, формулировка давала возможность отказывать любым нелояльным власти верующим.
13 марта 2022 года в расположенной в Йошкар-Оле Дубовой роще состоялся экстренный религиозный обряд — обещание провести моления, вучыктымаш-сӧрымаш. Причиной послужила начатая Россией война в Украине. Участники церемонии молились о завершении кровопролития на земле, мире, взаимоуважении между народами и людьми. Подобные обряды совершаются лишь в связи с очень серьезными событиями, касающимися как конкретных людей, так и всего народа. Последний раз до этого чрезвычайные моления проводились в годы Второй мировой войны.
Осенние моления всегда связаны с жертвоприношениями домашних животных, птицы. Для того, чтобы задобрить Курык Кугыза, на моления привели двух баранов и трех гусей. Перед молебном их умертвили, разделали и приготовили традиционные суп и кашу. В котел, где варится суп, кладут мясо всех жертвенных животных. Каша варится из пшеничной крупы, в нее также могут добавлять немного мяса.
Во время моления карт отделяет от каждого принесенного каравая или буханки хлеба часть — отправляет их в костер, на котором готовится пища. Туда же необходимо бросить кости, на которых остались остатки мяса. Перед началом трапезы участники молений получают такую кость — мясо нужно съесть, а кость бросить в костер.
С марта (когда состоялись экстренные моления) по октябрь (когда несколько десятков человек пришли в священную рощу повторно, чтобы попросить богов помочь вернуть мир) в России началась "частичная" мобилизация, в ряде регионов ввели выборочное военное положение. Люди, собравшиеся на моления, были больше заняты ритуальными действиями, нежели обсуждением внезапных виражей внутрироссийской действительности. Они заранее привели в порядок территорию рощи, позаботились о дровах, собирали продукты, готовили пищу.
Тем не менее на этих — ничем не отличающихся от привычных — молениях высказали следующую мысль: марийский карт не может благословить тех, кто отправляется на войну.
— Они же идут убивать, а благословить можно только тех, кто отправляется на защиту, — подтверждает Виталий Танаков. Он полагает, что так думают многие священнослужители традиционной марийской религии.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.