Муниципальные депутаты из 13 городов России требуют отставки российского президента Владимира Путина. Эту инициативу по состоянию на 19 сентября поддержали 70 человек. Депутат городского собрания Йошкар-Олы Антон Соколов рассказал корреспонденту "Idel.Реалии", почему он присоединился к этому требованию.
АНТОН СОКОЛОВ
Антону Соколову 34 года. В 2019 году он победил на выборах в городское собрание Йошкар-Олы по Кировскому округу в качестве кандидата от КПРФ. В мае 2020 года он вышел из компартии и покинул фракцию КПРФ в горсобрании. В 2021 году Соколов принял предложение проекта "Объединенные демократы" и присоединился к движению независимых российских муниципальных депутатов. В марте прошлого года Соколова вместе с другими участниками форума в Москве задержали полицейские.
25 февраля 2022 года полицейские задержали Соколова на крыльце мэрии, когда он шел на сессию городского собрания. По одной из версий, таким образом власти попытались предотвратить публичное выступление Соколова против войны с Украиной. Антон Соколов был одним из 189 подписантов обращения муниципальных депутатов России против российского вторжения.
В июле этого года Соколов исследовал связи между бывшими и нынешними сотрудниками школьного общепита и муниципальными чиновниками. Депутат обратил внимание на то, что школы Йошкар-Олы при возглавившем управление образования новом чиновнике Дмитрии Юркине стали напрямую закупать продукты у муниципального автономного учреждения "Центр детского здорового питания Йошкар-Олы". Эта организация выступала единственным поставщиком. Марийский УФАС посчитал такой порядок проведения аукционов нарушением федерального закона о госзакупках. В отношении МАУ "Центр детского здорового питания" возбудили административные дела, должностных лиц оштрафовали по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ ("Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). "Центром детского здорового питания" руководит депутат горсобрания Йошкар-Олы Антон Волков. Он также возглавляет йошкар-олинскую организацию "Единой России".
— Как вы узнали об инициативе с требованием отставки Владимира Путина?
— Это обращение появилось одновременно в нескольких Telegram-каналах, авторы предлагали муниципальным депутатам присоединиться к нему. В чатах и у нас в Земском съезде это обсуждалось, но подписали не все. Я просто подумал, что сделали Владимир Путин и его правительство за все то время, что они находятся у власти. Могу по полочкам все пояснить: как повышается у нас коррупция, какие депутаты лишаются полномочий по этой причине, сколько из них членов "Единой России". И сколько школ закрылось, больниц. Какое количество людей у нас живет без газа, воды и отопления. Вот так, все проанализировав, я посчитал, что не подписать я не могу.
— Претензии прежде всего связаны с ситуацией в стране?
— Не только. В конце февраля я подписывал еще одно обращение (Антон Соколов был одним из 189 подписантов обращения муниципальных депутатов России против войны в Украине, в документе говорится о безоговорочном осуждении российской агрессии — "Idel.Реалии"), но, я думаю, что на эту тему сейчас не стоит подробно говорить — я сделаю на свободе больше, нежели в местах, не столь отдаленных…
— Сейчас делать какие-то публичные шаги, которые связаны с критикой власти, небезопасно. Вам не страшно?
— Как бы это пафосно ни звучало, это моя страна, и я должен проявлять свою гражданскую ответственность. Очень многие люди меня поддерживают, но по понятным причинам они боятся это делать публично.
— Как вы считаете, избиратели вас поддерживают?
— Учитывая, что я — один из 35 депутатов в городе, процент тех горожан, кто поддержит это мое решение, больше, чем число избирателей в любом отдельно взятом округе. Избравшись от одного округа, я не обязательно могу работать только с его жителями. Мы эти вопросы прорабатывали, ко мне обращались и "Скорая помощь", и санаторий "Кленовая гора". Мы решали те вопросы, которые в принципе в мои полномочия как депутата горсобрания не входили. Я считаю, что нельзя себя ограничивать уровнем округа, если обращаются люди, им требуется поддержка и помощь. Это мое мнение, и я считаю верным делать именно так.
— Многие избиратели или просто горожане доносят до вас такие же мысли, созвучные вашему поступку: что власти России не решают проблем жителей, а занимаются какими-то другими вопросами, манипулируя при этом общественным мнением? Насколько это для людей очевидно?
— Это касается каждого. Я работаю в общепите и ежедневно сталкиваюсь с очень разными горожанами — от директора до разнорабочего. Все видят повышение цен: например, в такси. Собираемся сделать ремонт — тоже видим, как все подорожало. И все это за не такой уж и большой промежуток времени — несколько месяцев, начиная с января этого года. Сейчас отечественный автомобиль LADA Vesta стоит столько же, сколько Toyota Camry, которую несколько лет назад закупали для чиновников правительства Марий Эл. Вот это видят все. Не то, что бы все, но многие говорят об этом. Но не все понимают, откуда растут ноги. И прошедшие у нас выборы показали это. Люди говорят, что понимали, что все происходящее во время избирательной кампании напоминает им, например, цирковое представление.
— На ближайшей сессии горсобрания может последовать официальная реакция на ваш поступок?
— Во-первых, у нас завтра [20 сентября] комиссия, где мы будем рассматривать вопрос о расходовании средств. 9 мая отпраздновали в сухую, хорошую погоду, при чистом асфальте и без всякого снега. Но в конце мая наш МУП "Город" (его возглавляет, насколько я знаю, единоросс) откуда-то нашло лед и решило растопить его горячей водой. На это потратили около двух миллионов рублей. Вот интересно, мы будем завтра рассматривать это все. И я не знаю, как это можно интерпретировать. И что возможный "наезд" на меня — это реакция на то, что я ищу коррупцию, недоволен действующей властью? Но это, в принципе, одно и то же.
Коррупция у нас процветает. Глава Следственного комитета России в прошлом году заявлял, что ущерб от коррупции в стране составляет 13 миллиардов рублей. Это плоды деятельности правящей в стране партии, в том числе и президента Путина. Могут, конечно, как-то отреагировать на мою подпись под обращением о его отставке. В феврале, когда у нас была сессия, меня задержали по непонятным мне причинам — правду мы не нашли. Все, что угодно, может произойти, никто не застрахован от каких-либо последствий. Я опасаюсь, но по-другому поступить не мог.
— По поводу вашего недопуска на сессию городского собрания 25 февраля. Получается, никакого ответа, что это было, вы не получили?
— Все в рамках закона — только вот такой ответ.
— Подписываясь под обращением об отставке Путина, на что вы рассчитываете, учитывая все происходящее сейчас в стране?
— Это обращение не приведет, конечно, к отставке Путина. Мы хотим сказать людям, что они не одни.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.