Эксперта Харуна Сидорова удивило, что татарские СМИ и татарские активисты оставили без реакции репрессивные действия государства в отношении татарского активиста из Елабуги Ленара Мифтахова, у которого 8 сентября прошёл обыск, после чего силовики устроили ему допрос. Мифтахову сообщили, что он проходит свидетелем по уголовному делу о видеоролике, размещенном в YouTube, на котором российского посла в Польше обливают краской. Несмотря на то, что он — всего лишь свидетель, сотрудники правоохранительных органов забрали у него компьютер и телефон. В своей колонке Сидоров размышляет о молчании, в том числе СМИ, с которыми сотрудничал активист.
Репрессиями в современной России давно никого не удивишь. Но могут удивлять реакции на них тех сообществ, представителей которых они затрагивают.
Именно такая эмоция — удивление — возникла у меня при сопоставлении реакций российской либеральной и татарской патриотической общественностей на репрессивные действия властей в отношении их представителей в последнее время.
Очередной арест Леонида Гозмана на этой неделе осветили все основные российские либерально-оппозиционные СМИ, а Форум Свободной России даже выпустил в связи с ним очередное негодующее заявление. Можно, конечно, сказать, что практического смысла в этом никакого нет, но даже в качестве ритуального жеста оно демонстрирует — "своих не забывают".
И близко ничего сопоставимого нельзя было увидеть от татарских СМИ и общественников в связи с обыском у одного из них — Ленара Мифтахова. К их чести это подробно осветили "Idel.Реалии", хотя Ленар Мифтахов для них статей не писал. А вот татарские площадки, размещавшие его статьи, не то, что не высказали ему публичной поддержки, но попросту не заметили прошедшего у него обыска. Не сделали никаких заявлений и татарские общественные деятели и организации, включая те, что их себе позволить могут — эмигрантские.
Можно объяснить такое молчание тем, что Ленар Мифтахов не был арестован — у него всего лишь прошел обыск. Однако обыски не проходят просто так, они осуществляются в рамках какого-то уголовного дела, а значит, в любой момент могут перерасти и в арест. Уже не говоря о том, что в ходе этого обыска у Ленара Мифтахова была изъята техника, с помощью которой он зарабатывает себе на жизнь. Да и если говорить о реакции российской либеральной общественности на репрессивные действия в отношении ее представителей, то она проявляется даже, когда речь идет "всего лишь" об обысках.
Продолжая это сравнение, стоит отметить, что хотя фигура Леонида Гозмана в русскоговорящем пространстве куда более известна, чем фигура Ленара Мифтахова, я бы не сказал, что в масштабе российского либерального сообщества он является более весомой фигурой, чем Ленар Мифтахов — в татарской и вообще поволжской общественной среде. По сути, Гозман известный общественник — ни больше, ни меньше.
Ленар Мифтахов помимо своей ипостаси видео- и текстового блогера, известен не только своими изысканиями в области истории и этногенеза татарского народа, к которым я еще вернусь, но и как инициатор одной из редких политических инициатив последнего времени, призванных отстаивать интересы Татарстана — организации "Керпе юлы" (путь ежа) и татарстанского отделения Федеративной партии России. Да, последняя в итоге не состоялась из-за предсказуемого изменения политической ситуации в стране, не оставившего места для любых оппозиционных партий, уже не говоря о проталкивающих федералистскую и регионалистскую повестки. Но разве нельзя сказать того же о другом аналогичном проекте — Российской партии свободе и справедливости (РПСС), который вызвал оживление и интерес в татарской политической среде в прошлом году?
Меж тем, можно предположить, что если бы обыску подвергся человек, который тогда пошел на выборы от РПСС как представитель татар и Татарстана — Дамир Исхаков, реакция татарской общественности была бы несколько иной даже в нынешнее непростое время. И это было бы абсолютно правильно, ведь как ни относись к тем или иным воззрениям или высказываниям Дамира Исхакова, для татарского народа сегодня он является видной интеллектуальной и общественной величиной.
Тут впору вернуться к историческим изысканиям Ленара Мифтахова, потому что именно они, точнее, те из них, что идут вразрез с установками современного татарского историософского мейнстрима, создали ему неоднозначную репутацию среди многих татарских общественников.
А ведь вне зависимости от своих исторических взглядов, Ленар Мифтахов, как мало кто из находящихся в России последовательно выступал в последние годы в защиту прав Татарстана и за его суверенитет. И не просто выступал, но и пытался облечь свои взгляды в форму политических инициатив, неважно, удачными они оказались или нет (а у кого они оказались более удачными?).
Кстати, несмотря на то, что его суждения о существенном финно-угорском компоненте в этногенезе татар некоторые его соплеменники считали играющими на руку башкирским националистам, с последними он как татарин вступал в полемику не раз и не два. Что говорит о том, что вне зависимости от его взглядов на прошлое татарского народа он является защитником его интересов в настоящем, за что судя по всему и подвергся преследованию.
И если с Леонидом Гозманом его политическое сообщество в трудный момент проявляет солидарность, непонятно, почему сообщество Ленара Мифтахова не замечает репрессивного воздействия в отношении него.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.