18-летний студент юридического факультета Илья Макаров в этом году подал документы на участие в дополнительных выборах в городскую думу Ижевска, собрал необходимое количество подписей, но в регистрации кандидатом ему отказали. Молодой человек получил известность этой весной, когда обжаловал отказ мэрии столицы Удмуртии в проведении антивоенного митинга. Суд оставил его исковые требования без удовлетворения. Сейчас Макаров является кандидатом в Совет депутатов Тверского округа Москвы от партии "Яблоко". В своей кампании он открыто выступает с пацифистскими лозунгами.
— Что вы почувствовали 24 февраля, когда Россия вторглась в Украину?
— Было какое-то странное чувство беспомощности, когда ты понимаешь, что происходит нечто страшное, идет война. Но потом, через время, понимаешь, что просто сидеть, ничего не делать, тем более молчать — нельзя.
— Как можно относиться к этой войне?
— Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно подумать, что и как сказать. В противном случае можно оказаться привлеченным к ответственности… Я не знаю, как можно относиться к нечто ужасному и страшному, я против этого.
— Как к вашей активности относятся близкие?
— В моем ближайшем окружении нет людей, которые бы поддерживали войну. Люди сейчас стараются абстрагироваться, говоря, что они не "за" и не "против", мол, никому не верят.
— Вы пытались согласовать антивоенную акцию в Ижевске, когда власти отменили коронавирусные ограничения на проведение публичных мероприятий. Вам отказали. Потом вы пытались обжаловать решение властей в суде, но вам снова отказали. Не страшно было публично говорить, что вы против войны?
— Мне не страшно, потому что молчать — страшнее. Сейчас я веду избирательную кампанию на муниципальных выборах в Москве — зарегистрирован в качестве кандидата в Совет депутатов Тверского округа от партии "Яблоко", в регистрации на дополнительных выборах в городскую думу Ижевска мне отказали. Вся моя предвыборная кампания сейчас посвящена антивоенной теме. Общаясь с людьми, я чувствую, что многим важно знать, что они не одни, что есть и те, кто так же против.
— Как вам удалось избежать преследования по статье о "дискредитации армии"?
— Я и сам не знаю. Людей привлекают к ответственности очень выборочно. Это может говорить лишь о том, что есть какой-то план по противодействию несогласным, если привлекают не всех.
— Не планируете ли вы уезжать из России?
— Я долго думал об этом, когда все началось… Не планирую уезжать.
— А вам не страшно?
— Страшно всем, кто сейчас в России. Поэтому люди в основной своей массе замкнулись и решили абстрагироваться от войны. Никто не хочет думать и осознавать, что где-то проливается кровь. Поэтому тема войны в обществе исчезает, люди стараются эту тему не обсуждать.
— Можно ли назвать это равнодушием?
— Я бы так не сказал. Большинство людей против всего, что там происходит, но они не хотят в это верить. В этом случае им придётся принять своё бессилие перед системой. Я считаю, что это защитная реакция… Уверен, что в основной массе люди испытали стресс от войны, но каждый воспринял эту новость по своему.
— На вас сказались санкции ?
— На мне сказалось то, что появились ограничения по банковским услугам. Как я вижу, люди стараются не обращать на них внимания — опять же, чтобы не думать о том, что происходит сейчас в Украине. Мое мнение — санкции в первую очередь должны бить по режиму, простые люди страдать не должны.
— Есть ли у активизма в России какие-либо перспективы?
— Я надеюсь только на то, что позиции гражданского общества укрепятся. И у нас появится шанс.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.