К известному всей бардовской Уфе сочинителю и исполнителю собственных песен, 65-летнему Андрею Масальскому сотрудники УФСБ по Башкортостану пришли в конце января 2022 года. После обыска, в ходе которого у него изъяли два мобильных телефона, Масальского увезли на допрос. На нем бард узнал, что ему предъявили обвинение в "экстремизме" и "публичных призывах к терроризму" из-за нескольких постов, опубликованных во "ВКонтакте". "Idel.Реалии" рассказывают историю этого уголовного дела.
"СЛОВОМ "ПУК" НАЗВАЛ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В.ПУТИНА"
Уголовное дело по ч. 2 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием интернета") в отношении Андрея Масальского возбудили еще 25 января 2022 года. В тот же день у барда отобрали подписку о невыезде.
Масальского также обвинили и по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные с использованием интернета"). Согласно материалам дела, 2 и 11 октября 2020 года бард, наблюдая за разгоном протестных шествий в Хабаровске, в предельно резких выражениях отозвался о действиях полиции, призвав демонстрантов бить сотрудников полиции. В одном из постов Масальский, говоря о расширении полномочий полиции, написал, что "Пук" дал полицейским "право смертной казни без суда", при этом "словом "Пук" он назвал Президента России В.В. Путина" (цитата по обвинительному заключению).
15 октября Масальский, отметив, что при нищенстве народа президент "платит Сечину 5 млн в день", написал: "Расстрелять ... Путина и Сечина". Следствие охарактеризовало это как "преступный умысел, направленный на призыв неограниченного круга лиц к совершению посягательства на жизнь президента Российской Федерации с целью прекращения его государственной и иной политической деятельности".
31 октября бард, комментируя произошедший теракт в Ницце, в нецензурных выражениях призвал "запретить [мусульманскую религию], как и все религии". 3 ноября Масальский, говоря о произошедшем теракте в Вене, также в резких выражениях написал, что нужно "изгонять их [жителей Азии и Африки] в их дикие страны". Оба этих поста следствие оценило как "преступный умысел, направленный на призыв неограниченного круга лиц к уничтожению мусульман и к насилию в отношении представителей отдельных национальностей из числа иммигрантов".
На следствии Масальского несколько раз допросили; он признал свою вину и объяснил свои действия "эмоциональной реакцией от просмотра различных новостных видеозаписей в сети "Интернет". Бард пояснил, что не был согласен с законодательным установлением новых полномочий сотрудникам полиции (которые он посчитал чрезмерными) и с действиями полицейских во время разгона шествий в Хабаровске, так как "душевно был на стороне протестующих". Что касается президента России, то Масальский, как следует из обвинительного заключения, уточнил, что по его убеждению, "государственная и иная политическая деятельность президента не соответствует общественным интересам и заведомо направлена против социально-экономического развития государства".
Следствие констатировало, что обвиняемый "испытывает враждебно-негативное отношение ко всей системе государственной власти России, но особенно к сотрудникам полиции, которые защищают существующий режим" (цитата по обвинительному заключению).
На допросах Масальский заявил, что "о содеянном сожалеет и раскаивается, а от своих прежних взглядов отрекается", пообещав "более не допустить повторения подобных действий" (цитата по обвинительному заключению).
Судебно-психиатрическая экспертиза признала барда вменяемым, отметив, что он "каким-либо хроническим психическим расстройством или слабоумием не страдает". В то же время эксперты "обнаруживают признаки органического эмоционально-лабильного расстройства с перенесенным психотическим эпизодом в анамнезе".
"НАХОДИЛСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРОВОКАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ"
Известие об обыске и возбуждении против Масальского уголовного дела вызвало шок у его друзей и знакомых. Особенно были взволнованы его бывшие ученики в Центре детского творчества Октябрьского района Уфы и Республиканском детском оздоровительно-образовательном центре туризма, краеведения и экскурсий, где Масальский преподавал уроки игры на гитаре.
— Мы все были поражены этим, подумали — случилось что-то страшное, — рассказывает один из учеников Масальского, журналист Андрей Бок. — Он человек очень сильный, через многие трудности в жизни проходил. Здесь тоже не дал слабину, в разговорах даже сперва отшучивался. Дал нам совет — быть аккуратнее в разговорах и в соцсетях. Но, конечно, следствие и затем долгое ожидание суда, да еще по таким статьям Уголовного кодекса, — это серьезное испытание. Иногда у него и руки опускались, но затем снова появлялась надежда на более-менее благополучный исход. Перед началом суда он думал, что его посадят, и смирился с этой мыслью, стал собирать вещи для тюрьмы. И больше всего беспокоился за свою собаку, не зная, с кем она останется.
Перед началом судебного процесса бывшие ученики барда написали письмо в Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге.
"Андрей Николаевич — один из важнейших людей в жизни каждого из нас. Многие годы он проработал педагогом, обучая писать авторские стихи и песни, петь и выступать на сцене детей и подростков. Придя учиться игре на гитаре, мы обрели не только хорошего педагога, но и нечто более важное — наставника и настоящего друга. Каждый из нас мог обратиться к нему за помощью в трудную минуту, и он ее всегда оказывал. Он относился к нам, как к родным детям. Он стал человеком, для многих определившим дальнейший жизненный путь, заложив в юношеском возрасте нравственные ориентиры: понятия дружбы, любви, верности, сострадания, долге помогать нуждающимся. Эти ценности ведут нас по жизни и по сей день", — говорилось в письме.
Ученики также отметили, что Андрей Масальский "оказал благотворное влияние на музыкальную культуру страны", упомянув, что их учитель являлся лауреатом и организатором многочисленных фестивалей. Отдельно ученики Масальского обратили внимание суда на то, что в 2018 году в доме, где жил бард, произошел пожар, и их учитель, пытаясь спасти соседа, сильно обгорел, а потом долго лечился в больнице. После пожара Масальский остался без жилья и почти без средств к существованию, получая пенсию в 14 тысяч рублей.
"Мы убеждены, что слова, за которые его [Масальского] судят, были написаны в эмоциональном порыве, без злого умысла. Видя эти публикации, мы не воспринимали их как призыв к насилию или оскорбление власти, но воспринимали как выражение личной боли, связанной со сложной жизненной ситуацией, в которой он оказался после 2018 года. Мы очень надеемся на понимание и сострадание со стороны уважаемого суда", — написали ученики барда.
"РЕДКО ВИЖУ ХЭППИ-ЭНДЫ"
Процесс по делу Андрея Масальского проходил в Уфе в мае 2022 года. Обвинение потребовало приговорить барда к четырем годам лишения свободы. Сам Масальский вину в суде признал и просил суд назначить ему минимальное наказание.
18 мая выездной состав Центрального окружного военного суда признал Андрея Масальского виновным по всем предъявленным ему обвинениям, отметив в приговоре, что бард "находился под воздействием провокационной информации, почерпнутой на ряде новостных сайтов". Учитывая раскаяние, маленькую пенсию Масальского, а также наступившую у него инвалидность по зрению, суд, применив ч. 6 ст. 15 УК РФ, изменил предъявленные барду эпизоды обвинения на менее тяжкую категорию и приговорил его к штрафу в размере 300 тысяч рублей. Процессуальные издержки — оплату услуг адвоката по назначению и экспертов по делу — суд распорядился возместить за счет средств федерального бюджета.
— Я сам журналист, слежу за подобными историями и редко вижу хэппи-энды. С самого начала, когда все это началось, я связался с некоторыми уфимскими адвокатами, и они отказывались браться за это дело — говорили, что раз, мол, он сознался, то нужно сотрудничать со следствием, и тогда его хотя бы посадят ближе к Уфе или, может, дадут минимальное наказание. Но судьи и следователи пошли навстречу — они сами были удивлены, что перед ними не какое-то чудовище, а хороший человек, известный поэт, — комментирует Андрей Бок.
Обжаловать приговор Масальский не стал. 31 мая он вступил в законную силу.
— Когда Андрей узнал, что приговорен к штрафу, он думал, что это всего лишь отсрочка перед тюрьмой, — продолжает Бок. — Он не верил, что когда-нибудь выплатит эту сумму. Раньше он мечтал накопить денег на более-менее сносное жилье, поскольку после пожара остался без своего крова и живет сейчас практически в гостях у своих родственников, в деревянном доме без отопления.
Хозяин бухает!
Куда ж непутёвая жизнь?
Ни дома, ни стаи ...
Всё память листает:
Надежды, друзья,- миражи ...
Он помнит отлично
Привычки приличий .
Он - в битве добра против зла!
Но сил - лишь на вспышку!
Года губят слишком...
А жизнь вот не вся истекла ...
Еду мы поделим,
Тепло вместе сложим.
По взглядам друг друга поймём:
Лишь ближний поможет!
Россия. Метели.
И век ,- тот, в котором живём...
"МЫ УЖЕ ПЕРЕСТАВАЛИ НАДЕЯТЬСЯ, НО ОЧЕНЬ ПОМОГ "РОСШТРАФ"
Сразу же после вынесения приговора ученики и товарищи Масальского объявили сбор средств для своего учителя и друга, опубликовав в различных соцсетях и мессенджерах просьбу помочь осужденному барду.
— Нам очень помог "Росштраф", — рассказывает Андрей Бок. — Когда сперва мы стали собирать сами, дело двигалось медленно. Люди в Башкортостане, безусловно, откликались, перечисляли какие-то суммы. Одна из учениц Андрея, кондитер Альмира Хайрутдинова, провела мастер-класс в поддержку Масальского. Но сборы все равно были маленькие — к началу июля мы сумели собрать лишь 102 тысячи рублей. Андрей уже, было, отчаялся; думал, что собрать нужную сумму не удастся. Непонятно также было, что произойдет, если штраф будет оплачен не полностью. Разные юристы говорили нам по-разному — что обяжут выплачивать из его крохотной пенсии, что будет арестовано имущество (хотя и имущества-то никакого у Андрея нет) или даже, что будет арестован он сам. Мы уже и сами переставали надеяться...
Сдвиг, по словам Бока, произошел 5 июля, когда к помощи Масальскому подключилась организация "Росштраф". В первый же день на счет пришло около 70 тысяч рублей. Еще через три дня сбор был закрыт. Еще через несколько дней ученики и друзья Масальского, уладив трудности, возникшие из-за блокировки Росфинмониторингом счетов барда, внесли всю недостающую сумму и погасили штраф.
— Нам присылали деньги и со всей России, и из других стран — например, из Польши. Один белорус, Алексей, эмигрировавший из своей страны, прислал 50 долларов и написал нам: "Приехал в Польшу полгода назад по причине нарастающих репрессий; помогаю, потому что у самого друзья сидят в тюрьме, и им я никак помочь не могу". Всего было более 320 переводов. И такая солидарность нас всех просто поразила, нас просто охватило воодушевление, — говорит Андрей Бок.
Когда огромным прессом вдавлен в Тьму,-
Не ожидаешь что на помощь встанет
Стена людей, — где неизвестен никому...
Без этого наверняка не выжить
В любой стране, в сообществе любом!
Спасибо всем, - кто смог помочь, услышать,
Когда мне в помощь верилось с трудом!
Где нет надежд на жизнь, - что ещё будет...
Где чёрный ворон, — с вестью не о чуде!..
Вдруг рядом те, - кто помогает, а не судит!!!
Вдруг понимаешь: есть Друг Другу Люди!!!
"ОН ХОРОШО ПОНИМАЕТ, КАКИЕ ВРЕМЕНА ВЕРНУЛИСЬ"
История Андрея Масальского хоть и закончилась благополучнее, чем у многих, тем не менее оставила тяжелое впечатление в некоторых кругах уфимской общественности.
Как рассказывают ученики Масальского, в бардовском сообществе Уфы, где артиста знал буквально каждый, "многие ему сочувствовали, но не открыто", поскольку следствие и судебный процесс проходили уже во время начавшейся войны с Украиной и последовавшими репрессивными законами.
— Люди боялись вслух обсуждать эту тему, боялись высказываться публично, в общих чатах. А кто-то считал, что его справедливо привлекли к ответственности, — говорит Андрей Бок.
Сам Андрей Масальский не дает никаких интервью и комментариев относительно своей истории.
— Он — человек, родившийся еще в 1950-е годы, заставший в полной мере советскую власть, много видевший и хорошо понимающий, какие времена настали, а, точнее, вернулись, — констатирует Бок.
Поскольку Масальский молчит, эту историю до сих пор пытаются осмыслить его ученики.
— Видите ли, он — человек открытый, в какой-то мере бесстрашный и в силу своего характера часто идет на рожон. Например, он не проходит мимо, когда кого-то избивают на улице. Вообще, он много раз рисковал своей жизнью, защищая других. Один раз он заслонил свою ученицу от бандита, и ему прострелили шею. Вот и те посты — от его прямоты. Но я бы добавил, что, конечно, его психологическое состояние после пожара, когда он обгорел на 30%, было уже не очень устойчивым. Он долго пролежал в больнице, стал очень слаб и физически, и энергетически; затем почти два года восстанавливался. Он перестал преподавать, поскольку у него уже не было сил; только писал стихи и посты в интернете. Тогда у него, как у и многих, кстати, почему-то еще была иллюзия, что за это не наказывают. Иллюзии кончились, когда к нему пришли с обыском, — размышляет Андрей Бок.
Сейчас Андрей Масальский при помощи учеников готовит к публикации книгу своих стихов. Живет он по-прежнему у родственников в старом доме и надеется, подлечившись, найти хоть какую-то работу.
— Все же эта история дает и надежду, подтверждает старую истину, что мир не без добрых людей. Сейчас, когда давление государства на простого человека возросло многократно, такая взаимовыручка очень важна, в том числе для тех людей, которые сейчас подвергаются большим штрафам, садятся в тюрьму просто за свою позицию. Эта история доказывает, что в нашей стране все еще есть кому спасти человека, — резюмирует Андрей Бок.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.