30-летний житель Уфы Марсель Хазиев в конце февраля вышел на пикет против российского вторжения в Украину. Вскоре его задержали, оштрафовали, а сейчас его и вовсе вынудили уехать из страны. Хазиев рассказал "Idel.Реалии", как такое могло произойти.
"НЕТ ВОЙНЕ. ХВАТИТ НАМ ВРАТЬ И МОЛЧАТЬ"
Марселю Хазиеву 30 лет. В Уфе он работал менеджером по продажам в автомобильной сфере. 28 февраля — в свой обеденный перерыв — он пришел к зданию Горсовета с плакатом "Нет войне. Хватит нам врать и молчать", чтобы выступить против российского вторжения в Украину.
На остановке Хазиев познакомился с молодым мужчиной — в его руках он также увидел антивоенный плакат.
— Пошли на Горсовет и встанем молча, — вспоминает диалог Марсель. — Не агитируя никого, не общаясь, без лозунгов.
Вскоре к ним подошли сотрудники полиции и потребовали, как вспоминает Хазиев, "прекратить несанкционированный митинг". В противном случае полицейские пригрозили применить к ним статью 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции"). Те согласились и убрали плакаты.
Но сотрудники МВД не отставали. Они отвезли пикетирующих в отдел полиции для составления протокола по части 5 статьи 20.2 ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга, демонстрации, шествия или пикетирования").
— Нас допрашивали, — вспоминает Марсель. — Проводили очную ставку. Пытались уловить ниточку, что все это было заранее подготовлено. Но это был не митинг, говорил им я, а пикет. Просто так совпало, что мы стояли рядом. Мы потом даже не общались.
10 марта судья Октябрьского райсуда Разиля Гафурова признала Марселя Хазиева виновным по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и оштрафовала его на 13 тысяч рублей. В постановлении суда говорилось, что он "в составе группы граждан в количестве двух человек принял участие в публичном мероприятии в форме пикетирования", на требования полиции прекратить его якобы не реагировал, а с мэрией свою акцию заранее не согласовал.
Хазиев пытался оспорить решение суда, но Верховный суд Башкортостана оставил его в силе.
— Обжаловать уже не буду. И денег нет, и сомневаюсь, что что-то изменится, — считает он. Хазиев добавляет, что его оштрафовали за участие в акции впервые: "Я и на Куштау был, и на акции в поддержку Алексея Навального ходил, но судов не было".
"КОМУ-ТО, ВИДИМО, СТАЛО ИЗВЕСТНО О НАШЕМ ИНТЕРВЬЮ"
Марсель Хазиев вспоминает, что решение выйти на пикет он принял без раздумий. "Мы живем в 21 веке, и войн быть не должно, — говорит он. — Своё мнение я решил выразить так, потому что одиночный пикет у нас разрешен Конституцией".
Мужчина знал, что выступающих против войны задерживают, а потом штрафуют, но выйти в пикет он все-таки не побоялся, поскольку "чувство справедливости главенствовало над тем, какими могут быть последствия".
Тем не менее последствия есть — в усиленном к Хазиеву интересе со стороны правоохранительных органов.
— Были звонки, приходы, когда дома меня не было, — вспоминает он. — Спрашивали, где я и что я. Предупреждали, что заведут уголовное дело и посадят меня, грубо говоря, если я буду выступать против военных действий в Украине.
По словам Марселя, примерно месяц назад к его родителям в последний раз приходил участковый.
— Пикеты для Уфы являются какой-то сенсацией, оказывается, и они очень сильно зациклились на них, — удивляется он. — Мне и тогда на допросе сотрудник Центра "Э" говорил, что митинги организовывают предатели Родины, особенно в такое время. Я думаю, им заняться больше нечем.
Несмотря на то, что родители Хазиева "с пониманием" относятся к позиции сына, у него самого возникали мысли об эмиграции из-за антивоенной деятельности, а недавно он и вовсе уехал.
— Кому-то, видимо, стало известно о нашем интервью, моей позиции [в нем]. Может, на меня донесли те, с кем я спорил по Украине в интернете, не знаю. Но с утра ко мне наведались с поимкой сотрудники МВД. Я быстро собрал вещи и сейчас уже не в России. Где, говорить не буду", — отмечает он.
"НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НЕ БЫЛО, А ТЕ, ЧТО НА СКЛАДАХ, СТАЛИ СТОИТЬ ДОРОЖЕ"
В Уфе Марсель Хазиев занимался продажами в автомобильной сфере, в которой, по его словам, "царит полный хаос".
— Приходилось подстраиваться: искать что-то новое, отказываться от чего-то старого, были перебои с поставками запчастей. Приходилось менять поставщиков, а это и потеря времени, и расходов. Новых автомобилей не было, а те, что на складах, стали стоить дороже, — вспоминает он и добавляет, что "бизнес становился все менее прибыльным".
Чем Марсель займется в новой стране, он пока не говорит.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.