В Чебоксарах 28 июля прошла конференция "Чувашия — центр тюркского мира". Ее организатором выступил 21-летний юрист из Азербайджана Ариз Гасанов. С 2020 года он интересуется культурой и языком чувашского народа и находит много общего с другими тюркскими народами, в том числе с азербайджанским. В интервью "Idel.Реалии" Гасанов поделился своими наблюдениями о поездке в Чувашию, рассказал о самопознании чуваш их истории и роли чувашского языка в международном пространстве.
Аризу Гасанову 21 год. Он родился в Азербайджане — в городе Гянджа, на родине поэта Низами Гянджеви. Получил высшее юридическое образование в Волгоградском госуниверситете. Пробует себя в писательстве, интересуется историей.
— С чем связан ваш приезд в Чувашию?
— Я по профессии юрист. Кроме того, интересуюсь историей тюркских народов в целом, в том числе историей Булгарского государства, где жили предки современных чувашей. С 2020 года я стал в этом разбираться, искать что-то родное в отношениях современных чувашей и других тюркских народов, например, азербайджанцев, турков, венгров. Потом уже появился интерес к чувашской культуре, к чувашскому языку. Уже после я начал писать книгу "Азербайджано-чувашские отношения. Античность и современность". Сейчас уже подготовлено более 100 страниц. При написании книги я увидел, что у чувашей есть связь с такими древними народами античности, как шумеры, что также есть связь и с нашим азербайджанским народом. Поэтому все это мне очень интересно. Основная цель поездки — вдохновиться историей, культурой, языком, одеждой — всем, что связано с национальными традициями чувашского народа.
— Что-то из поездки в Чувашию войдёт в вашу книгу?
— В первую очередь — наблюдения о менталитете и психологии чувашей. Это сближает чувашей с азербайджанским народом. Про самих чувашей, про людей, которых встретил. Напишу про чувашскую веру, чтобы дать понять, что вера и религия отличаются. Упомяну и итоги конференции.
— Вы стали организатором конференции в Чебоксарах "Чувашия — центр тюркского мира", которая прошла 28 июля. В чем ее суть?
— Дело в том, что чуваши являются одним из тюркских народов государства Серебряная Болгария. Там были и сувары, некоторых называли гуннами; были и другие разные племена. У всех этих народов язык был един, который схож, например, с азербайджанским или турецким. Чувашский язык является основой всех тюркских языков. Как я знаю, чувашский язык не испытал столько реформ, как другие тюркские языки, и мог бы выручить их в плане грамматики.
Сейчас ряд стран хочет создать так называемый Тюркский Союз, в котором предполагается создание общетюркского языка. И именно чувашский язык должен стать фундаментом для общетюркского языка. Вышесказанным я хотел бы подчеркнуть языковую актуальность чувашского языка на международном пространстве. То же можно говорить и об истории чувашского народа как потомков булгаров — древнейшего тюркского мира. Именно у чувашей сохранилась древнейшая история орнаментов, которой нет, например, у башкир. Сохранились разные виды древнейших костюмов. Все это очень ценно для настоящего тюркского мира.
— Насколько реально создание такого союза, на ваш взгляд?
— Нужно отметить, что даже Европейский союз строился около 50 лет. Так же и с Тюркским Союзом. Сперва был совет, сейчас есть организация тюркских государств. Сейчас все это переходит в новую фазу. Чтобы создать союз, требуется интеграция тюркских стран. Также важно присутствие пяти компонентов — политического, экономического, социального, культурного и духовного. После этого возможно создание общего пространства там, где все участники равноправны. На это уйдет как минимум полвека.
— Какие интересные моменты вы открыли для себя в поездке в Чувашию?
— Было много интересных наблюдений, но есть и то, что меня расстроило. Начнём с того, что мне нравятся элементы древней Чувашии, например, Кереметь (место для проведения традиционных обрядов у чуваш — "Idel.Реалии"). Мне нравятся мысли современных чувашей, которые говорят, что нужно различать веру и религию. В этот момент я сам осознал, какая пропасть между этими понятиями. Вера — от души, а религия создаётся умами людей. Чуваши верят от души богу, а другие религии навязываются. В чувашской же вере нет никакого принуждения — полная свобода, никакой иерархичности. Самое главное — верить от чистого сердца с самыми искренними намерениями.
Ещё я могу сказать, что мне очень нравится теплый темперамент чувашей — это их отличает от русских. Доброжелательность — то, что сближает нас: чувашей и азербайджанский народы. А расстроил меня тот факт, что даже в сёлах, где должна была сохраниться культура, традиции и язык, молодые семьи не стремятся это популяризировать. Родители, например, разговаривают с детьми в основном на русском языке. Мне бы очень хотелось, чтобы в чувашских сёлах говорили на родном — чувашском.
— Что может изменить эту ситуацию?
— Я могу привести такой пример из жизни. Есть азербайджанцы и азербайджанки, которые не родились в Азербайджане, но знают язык. Моя знакомая азербайджанка родилась в Германии, и она знает свой родной язык. Почему? Да потому что она интересуется своей культурой и языком! В первую очередь, положение чувашского языка можно исправить тем, чтобы заинтересовать чувашей своей историей, своей булгарской историей. Она очень древняя и интересная, богатая. Когда человек начинает изучать историю, развивается личность, расширяется кругозор. Чуваши могут гордиться своими предками, их славой. Ведь современные чуваши могут сейчас достигнуть большего. Когда каждый чуваш узнает свою историю, он начнёт делать больше. Он будет говорить: "Я знаю историю своих предков, я должен делать больше, чем они, потому что не могу их подвести". Так мыслит человек, когда знает свою историю.
— Как могут развиваться чувашско-азербайджанские отношения ?
— Они должны начать развиваться в сфере истории. Надо раскрывать, какие периоды охватывают эти отношения: и античный период, и современный. Также можно было бы устраивать совместные туры Чувашия — Азербайджан. Могут создаваться любые чаты для общения, с включением писателей и обычных людей, не суть. Главное, чтобы люди могли общаться. Не просто сухие мероприятия, а живое общение. В ходе этого зарождаются искренние отношения.
— Знакомство с кем вам больше всего запомнилось во время поездки в Чувашию?
— В первую очередь, познакомился с Юрием Туринге — очень мудрым чувашем, который рассказал много интересного о своих предках, своём происхождении. Он не просто интересуется, а копает больше, интересуется своим происхождением. Такие чуваши меня приятно поражают. Это чуваш, который имеет принципиальные установки, верит в то, что делает, и вдохновляет других любить Чувашию.
— Какую роль сыграло изучение истории конкретно в вашем случае?
— Изучая историю, исторический путь многих народов, я пробудил национальное самосознание, развился как патриот. Это всё создаёт абсолютно независимую, упрямую личность: со своими взглядами, мировоззрением на мир и на всё окружающее, что делает человека критически мыслящим. К сожалению, в российском обществе национализм сразу ассоциируется с нацизмом; это говорит о том, что власти не нужны свободные люди со своими идеями и взглядами. Поэтому я уверенно могу сказать, что большинство населения России — конформистское и не заинтересованное в исследовании своей культуры, истории и языка. Люди, как правило, погружены в элементарные, ничего не значащие бытовые заботы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.