Ссылки для упрощенного доступа

Родной язык, ЕГЭ и парадоксы


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Депутаты из Башкортостана внесли поправки в федеральный закон об образовании, по которым выпускники школ могут сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе в качестве экзамена по выбору. Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин инициативу соседей поддержал. Республики продолжают вести арьергардные бои за родные языки в системе образования, считает эксперт по региональной России Руслан Айсин.

Все прекрасно понимают, что сохранить и развивать национальные языки, как один из базисов духовной культуры, возможно только интегрировав их в науку и учебный процесс.

Но Москва видит в этом угрозу, видимо, полагая, что через просвещенческий дискурс народы страны будут укреплять свою идентичность и, как следствие, раскрывать потенциал политической субъектности. Что, конечно же, пугает путинскую вертикаль, так как ее мнимой исключительности и монополии бросается естественный вызов. А она существует только как экспансионистский проект, подавляющий все и вся внутри и снаружи своих границ.

Инициатива депутатов Госдумы из Башкортостана здравая. Но она не решает целиком проблему. И вопрос: согласится ли Кремль, а именно он принимает решение по всем значимым и не только вопросам устройства государственной жизни, на то, чтобы разрешить регионам реанимировать свои языки через систему ЕГЭ? Не для этого в 2007 году их изымали из обязательной школьной программы прямым указанием президента Путина.

Все это в истории уже было, как говорится, ничто не ново под сводами неба. В 1870 году министр просвещения Толстой писал на имя императора Александра II: "Татары-магометане, населяющие губернию Казанского учебного округа , составляют племя, фанатизируемое многочисленным духовенством, богатое мечетями и магометанскими школами и крепкое в своей вере. Поэтому обрусение татар-магометан может быть ведено лишь путем распространения русского языка и образования, с устранением всех таких мер, которые могли бы породить в этом, по природе подозрительном, племени опасение в посягательстве правительства на отклонение детей от их веры".

И вообще, недавно секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев предложил отказаться от Болонской формации образования, которая позволила полнокровно интегрировать Российскую Федерацию в глобальный образовательный мир. В этом случае идеи министра Толстого вполне воплотимы в жизнь. Знание и просвещение перестают быть ресурсом развития, потому что элитам это не нужно, их задача — заморозить страну в архаике. Школы окончательно перейдут в формат тоталитарного института пропаганды и идеологического обслуживания интересов правящего режима.

При этом получается необычный парадокс. Патрушев прямо по Гегелю отрицает Путина (преемник?), который и внедрил Болонскую систему в образовательную сферу в начале 2000-х. Хотя в данном случае это ничего не значит. Потому что эти устремления силового лобби (а другого просто нет) не имеют концептуального основания. Замкнув образование внутрь российского кризиса, оторвав его от мира науки и обмена знаниями, потеряем больше мы, а не проклинаемые "они" в лице Запада.

Еще одно важное обстоятельство стоит здесь отметить. После удаления татарского языка средний балл ЕГЭ по русскому языку и литературе в Татарстане снизился. А ведь как кричали противники татарского: дескать, из-за него их дети не могут полноценно погружаться в изучение русского языка и литературы! Теперь-то все стало на свои места. Язык не виноват, виновато шовинистическое самосознание, которое пытается во всех своих бедах винить инородцев.

Готово ли так называемое "путинское большинство" этот факт осознать, учитывая то, с какой ненавистью оно набросилось на Украину?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG