В ноябре 2021 года во время посещения ИК-6 Кировской области членами президентского Совета по правам человека заключенный Марсель Амиров сообщил им, что в исправительном учреждении к нему применяли пытки. Он рассказал, что сотрудники ИК-6 окунали его головой в таз с фекалиями, били, душили и изнасиловали черенком от швабры. Позднее заключенный повторил показания прокурору Вячеславу Михайловскому и адвокату Татьяне Шабановой. В отношении Амирова возбудили уголовное дело по статье 306 УК РФ ("Заведомо ложный донос"). Кроме того, на него завели административное дело по статье 20.3 КоАП РФ ("Пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций"). В начале июня Амиров совершил несколько попыток самоубийства, пытаясь привлечь внимание общественности и надзорных органов к своему отчаянному положению.
Заключенный исправительной колонии особого режима №6 в поселке Восточный Омутнинского района Кировской области Марсель Амиров с 1 по 10 июня 2022 года совершил 11 попыток самоубийства. Об этом осужденный рассказал своему адвокату Татьяне Шабановой.
"20.05.2022 меня снова этапировали на ИК-6, — сообщил Марсель Амиров. — С этого времени шло тотальное психологическое насилие, моральное давление, глушили громкой музыкой, при встрече с сотрудниками (перечисляет фамилии сотрудников — "Idel.Реалии") оказывали на меня моральное давление, чтобы я признал ст. 306 УК РФ ("заведомо ложный донос" — "Idel.Реалии"), говорили, что "сейчас все успокоится, я запою по другому", давали понять, что в покое меня не оставят и опустят в пониженный статус (в этом случае заключённый не пользуется уважением среди других, ему могут запрещать хранить продукты в общем холодильнике, пользоваться комнатами для приема пищи и другими услугами — "Idel.Реалии")".
1 июня Амиров совершил первую попытку самоубийства ("Idel.Реалии" не могут описывать способ совершения самоубийства, согласно действующему российскому законодательству). По словам заключенного, сотрудники ИК-6, в том числе медики, не спешили прийти ему на помощь — вся камера оказалась залита кровью. В последующие дни ситуация повторилась.
По словам Амирова, 7 июня его посетили сотрудники областной прокуратуры по надзору в местах лишения свободы, которые, увидев кровь в камере и выслушав жалобы осужденного, тем не менее не предприняли никаких мер прокурорского реагирования.
"Они зашли в камеру. И видели состояние камеры (камера от пола до потолка была полностью залита моей кровью), я им сообщил причины моего поведения, указал, что я не склонен к суициду и членовредительству, но что сотрудники нарушают мои конституционные права, издеваются надо мной, не слышат моих обращений, на что сотрудники прокуратуры просто улыбнулись и покинули камеру, даже не взяв с меня письменные объяснения", — рассказал Марсель Амиров.
8 июня его посетил некий "уполномоченный по правам человека", фамилию которого заключенный не запомнил.
— Он мне сказал: "Держись, крепись, разберемся", — заявил осужденный. — Письменных объяснений не взял. Но он тоже видел, что вся камера в крови.
12 июня Амирова после нескольких попыток самоубийства в критическом состоянии этапировали в лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ) №12 в Кирово-Чепецком районе. По словам адвоката Татьяны Шабановой, сейчас он находится в хирургическом отделении, где ему ставят капельницы.
— Мой подзащитный с трудом мог прийти на встречу, — рассказала Татьяна Шабанова. — Он потерял не меньше двух литров крови за последнее время. В отношении Марселя Марсовича — кроме уголовного дела о ложном доносе — возбуждено административное производство о пропаганде экстремистских организаций. И, как сообщил мне мой доверитель, планируется переквалифицировать это дело из административного в уголовное.
Как объяснила Шабанова, ее подзащитного обвиняют по ст. 20.3 КоАП РФ ("Пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций"). По данным силовиков, 20 марта Амиров, находясь в камере №12 ОСУОН (Отряд Строгих Условий Отбытия Наказания — "Idel.Реалии") крикнул "Жизнь ворам!", а после отбоя громко и отчетливо произнес: "Крыша, спокойной ночи!". Обе эти фразы, по мнению правоохранительных органов, свидетельствуют о поддержке неформального сообщества арестантов "А.У.Е" (Арестантский Уклад Един — "Idel.Реалии"), признанной в России "экстремистской организацией". Административное дело в отношении Марселя Амирова Омутнинский районный суд рассмотрит 27 июня.
Кроме того, 29 июня в том же суде должно состояться первое заседание по уголовному делу в отношении Амирова по ст. 306 УК РФ ("Заведомо ложный донос"). Согласно обвинительному заключению (имеется в распоряжении "Idel.Реалии"), осужденный во время личной встречи с заместителем кировского прокурора по надзору за соблюдением закона в местах лишения свободы Вячеславом Михайловским сообщил ему, что сотрудники ИК-6 применяли к нему физическое насилие, в том числе сексуального характера.
Из показаний свидетеля Вячеслава Михайловского (публикуется с сокращениями)
"Амиров пояснил, что в ИК-6 он прибыл 23 или 24.05.2018 г., при выходе из специализированного автомобиля для конвоирования он увидел выстроенных в ряд сотрудников колонии, один из которых выхватил у него трость, имевшуюся при себе, выбросил ее в сторону, после чего нанес ему 2 удара ладонью по лицу. Остальные сотрудники стали кричать, чтобы Амиров бегом двигался к шлюзу в здание ШИЗО, карантин ИК-6.
В штрафном изоляторе Амирова встретили сотрудники исправительного учреждения (перечисляет фамилии сотрудников — "Idel.Реалии"), которые завели его в прогулочный дворик и выдали метлу, начали требовать, чтобы он подметал. На данные требования сотрудников Амиров ответил категорическим отказом, после чего каждый из указанных сотрудников нанес ему множество ударов ладонями по лицу, примерно 20 раз.
Затем Амирова завели в здание, где его раздели до трусов, в медицинском кабинете его осмотрел медработник К., при этом находились сотрудники З. и К. и какой-то прапорщик, установочных данных которого он не знает. После осмотра Амирова завели в кабинет начальника ИК-6 Бибика, который сказал, что с Амировым нужно еще поработать. Амирова привели в камеру, находящуюся напротив кабинета начальника учреждения. В данной камере кто-то из сотрудников отсоединил провода от устройства видеонаблюдения, в это время в камере находились (перечисляет фамилии сотрудников — "Idel.Реалии"), а также еще сотрудники, которых он не знает.
Сотрудники З. и В. загнули Амирова, положили его на стол, при этом В. привязал его руки и ноги к ножкам стола скотчем. Затем кто-то из сотрудников порвал трусы осужденного, неоднократно предлагая ему подмести, на что Амиров отвечал отказом, после чего ему нанесли удары ладонью по лицу (перечисляет фамилии сотрудников — "Idel.Реалии"). К. бил Амирова кулаком в живот до того, как его положили на стол. После категорических отказов подметать, кто-то из сотрудников раздвинул Амирову ягодицы и начал всовывать в анальное отверстие черенок, от чего он испытал физическую боль и нравственные страдания. В таком положении (с черенком в заднем проходе) осужденный находился около 7 минут. Сотрудники колонии кричали, что Амиров должен прибраться. Но он отказывался.
Сотрудник ИК-6 З. расстегнул ширинку и угрожал, что половым членом ударит Амирова по губам, в это время В. повернул его голову, Амиров увидел среди сотрудников осужденного М. со спущенными штанами, который занимался онанизмом. Сотрудники ИК-6 говорили Амирову, что М. будет осуществлять в отношении него сексуальные действия. Во время того, как в анальное отверстие Амирова вставляли черенок, начальник колонии Бибик кричал, что палку нужно всовывать глубже. Амиров пояснил, что после вышеуказанных действий он согласился подмести в прогулочном дворике, что сотрудники колонии фиксировали на камеру.
На следующий день в камеру гарантийного отделения зашли сотрудники В., З., В., которые требовали, чтобы он написал заявление о трудоустройстве дневальным, так как с их слов "он в совершенстве владеет тряпкой и имеет профессию поломойки", на что Амиров отказался. После этого Амирова ввели в прогулочный дворик, где стоял тазик с фекалиями. Сотрудники колонии за спиной Амирова надели наручники и поставили на колени. После отказа писать заявление его начали окунать в таз с фекалиями, данные действия повторялись 6-7 раз. После чего Амиров согласился и написал требуемое заявление, его отвели в баню, где он умылся".
Показания о пытках Марсель Амиров повторил и правозащитнику Андрею Бабушкину во время визита членов Совета по правам человека в ИК-6 в ноябре 2021 года, а также через адвоката Татьяну Шабанову дал интервью "Idel.Реалии".
Вместе с Амировым показания о пытках членам СПЧ дали еще несколько осужденных ИК-6 Кировской области — Валериан Гогнадзе, Николай Медведчиков, Какаджан Ахунов и другие. Как стало известно "Idel.Реалии" из неофициальных источников, впоследствии все они отказались от своих слов, заявив, что оклеветали сотрудников исправительной колонии. Марсель Амиров оказался единственным, кто не отказался от показаний о пытках в ИК-6 и продолжил борьбу за свои права.
"Idel.Реалии" обратились в УФСИН по Кировской области с официальным запросом относительно морального и физического состояния Амирова. На момент публикации материала ответа не последовало.
Ранее УФСИН по Кировской области, отвечая на запросы "Idel.Реалии", неоднократно опровергало применение пыток к Марселю Амирову и другим осужденным.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.