Три года назад под Бирском в лагере "Чайка" 15-летний Максим Марков умер от удара мачты флагштока по голове. Виновными в трагедии признали директора лагеря Александра Полюдова и его заместителя Евгения Чиркова. Не успев отсидеть и половину срока, замдиректора вышел на свободу условно-досрочно, на УДО рассчитывает и его начальник. Как такое возможно и что по этому поводу думают родители погибшего — в материале "Idel.Реалии".
"ОН ПОГИБ НА МЕСТЕ"
15-летний Максим Марков начал ездить в детский лагерь "Чайка" в Бирский район Башкортостана с конца апреля 2019 года, чтобы подготовить его к открытию сезона и впоследствии там трудоустроиться. Днём третьего июня он с другими подростками натягивал волейбольную сетку на площадке — в этот момент на его голову упала мачта флагштока: один из мальчиков вытащил верхний штырь, удерживающий ее, и не удержал. "У нашего сына не было никаких шансов спастись, — говорит отец подростка Артем Марков. — Он погиб на месте, до приезда скорой помощи".
По его словам, другие дети не пострадали "только чудом": "Представляете, в детском лагере не было никакой безопасности для детей?"
Следком по Башкортостану возбудил уголовное дело по статье "Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека" (ч.2 ст.293 УК РФ), а в детский лагерь в день похорон Максима поспешили представители Министерства образования, Госсобрания, местной администрации и детский омбудсмен, чтобы выяснить причину трагедии. Директор лагеря Александр Полюдов на той встрече утверждал, что до заезда смены "флагшток проверяли, [его] вынимали, [и] он не качался".
Вскоре появились и первые результаты визита рабочей группы. Выяснилось, что администрация лагеря уже получала предписание о необходимости убрать "опасный флагшток", но не сделала это. Об этом сообщил председатель Госсобрания Константин Толкачев.
А состояние лагеря чиновник и вовсе назвал "удручающим".
— Члены рабочей группы увидели там массу опасных объектов, в том числе старый неразобранный бассейн, куда можно упасть, плохо закрепленные металлические качели, ветхую деревянную постройку с разбитыми окнами и обваливающейся черепицей, — сказал тогда Толкачев.
"НЕ ПРОВЕЛИ ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА"
В гибели Максима Маркова обвинили директора лагеря Александра Полюдова и его заместителя Евгения Чиркова. В декабре 2020 года Бирский межрайонный суд отправил первого на два года в колонию-поселение (его признали виновным по статье "Нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека", ч.2 ст.143 УК РФ). Такой же срок получил и второй (по статье "Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека", ч.2 ст.293 УК РФ). Обоих также обязали выплатить семье погибшего по миллиону рублей.
"Как установлено следствием и судом, подсудимые привлекли несовершеннолетних с целью уборки и благоустройства детской базы отдыха "Чайка" перед началом смен, при этом трудовые отношения с ними оформлены не были, — сообщали в пресс-службе Следкома по Башкортостану. — Подростков допустили к работе без опыта, обучения и стажировки, а также не провели инструктаж по охране труда и проверку их знаний, надлежащий контроль за проведением работ также не осуществлялся. Кроме того, не обеспечена безопасность конструкций и сооружений, расположенных в лагере, в том числе не была надлежаще закреплена башня флагштока".
Зульфия Маркова — мама погибшего мальчика — вспоминает, что Полюдов и Чирков свою вину не признали, с приговором не согласились и обжаловали его. Родители Максима также обжаловали вердикт суда. "Прокурор в своем представлении, как и мы, просила более строгого наказания осужденным", — говорит Маркова.
Позднее суд высшей инстанции оставил приговор в силе. В колонию осужденные отправились в июне прошлого года.
"ПЕРЕД МОИМ МУЖЕМ И ДОЧКОЙ НЕ ИЗВИНИЛСЯ"
В феврале этого года, не отсидев и половины срока, Чирков подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Калининский районный суд Уфы в мае отпустил мужчину по УДО. Родители погибшего мальчика пытались оспорить решение суда, но безрезультатно.
Как пояснили в Объединенной пресс-службе судов Башкортостана, освобождение Чиркова связано с возмещением морального вреда матери погибшего мальчика и расходов на услуги адвоката, также он "положительно" характеризовался в колонии-поселении.
— На бумаге перед УДО он извинительное письмо написал, — вспоминает Зульфия Маркова. — Но извинился только передо мной, а перед моим мужем и дочкой не извинился.
По словам женщины, Чирков на суде предоставил гарантийное письмо от директора Центра детского и юношеского туризма, экскурсий и патриотического воспитания "Путник" Вячеслава Князева — он был готов трудоустроить его педагогом допобразования.
— Так сказать — прямиком из тюремной робы сразу в педагоги — учить детей. А чиновники от образования вообще в курсе происходящего? — задается вопросом Зульфия Маркова.
На условно-досрочное освобождение, рассказывает женщина, рассчитывает и второй осуждённый — директор лагеря Александр Полюдов. Калининский районный суд Уфы в середине мая уже удовлетворил его ходатайство об УДО. В то же время решение еще не вступило в законную силу — осужденный, по словам Марковой, до сих пор в колонии. Женщина обжаловала решение суда об условно-досрочном освобождении, но понимает: "Скорее всего, освободится". Суд рассмотрит ее апелляционную жалобу третьего августа.
Связаться с адвокатами осуждённых "Idel.Реалии" не удалось.
После гибели Максима лагерь "Чайка" в традиционном формате проработал одно лето, рассказал "Idel.Реалии" бывший вожатый. В пандемию 2020 года "Чайка" проводила смены в онлайн-режиме.
В прошлом году в группе лагеря во "ВКонтакте" сообщалось о задуманном "огромном проекте": "Это — первый детский глемпинг на берегу живописного озера Шамсутдин! Памятник Республиканского значения вновь наполнится детским смехом и незабываемыми эмоциями!"
Было ли реализовано задуманное, неизвестно. Представители администрации на письменный запрос "Idel.Реалии" не ответили.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.