Ссылки для упрощенного доступа

Жизнь и смерть Артура Русяева: русские мусульмане под катком Левиафана "русского мира"


Артур Русяев. Архивное фто
Артур Русяев. Архивное фто

Эксперт по этно-конфессиональным отношениям и один из первопроходцев общественного движения русских мусульман России Харун Сидоров рассуждает о том, что произошло с общиной. Поводом стала загадочная смерть в колонии русского мусульманина Артура Русяева.

Смерть Артура Русяева в колонии стала кульминацией истории этого подвижника, а теперь уже и мученика веры наших дней. Сама история напоминает сюжет знаменитого фильма Звягинцева "Левиафан". С той разницей, что попавший под жернова системы человек стал ее жертвой не потому, что она покусилась на его мирские интересы, а потому что он сам выбрал путь веры. Такой, которую в современной России таким как он выбирать нельзя. Впрочем, об этом чуть позже...

Состоявшийся предприниматель и семьянин, приняв ислам, он решил сделать богоугодное дело и на принадлежащем ему участке в поселке Черниковка Калининградской области построил мечеть. Однако власти снесли эту мечеть по формальным основаниям. Но реальная причина в разговорах с Русяевым ими никогда не скрывалась — "никакой мечети тут не будет", и уж тем более никто не позволит ее строить ему, неофиту, не представлявшему никакого "духовного управления мусульман".

Позднее у Русяев, как это часто происходило с мусульманскими проповедниками, журналистами и правозащитниками, "нашли" наркотики, за что его приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы. И вот, шестого июня адвокаты сообщили шокирующую новость — 49-летний, не страдавший хроническими заболеваниями Русяев умер в колонии, якобы из-за проблем с сердцем.

У мусульманской общественности есть веские основания считать, что речь идет о намеренном убийстве тем или иным способом. Сам за себя говорит тот факт, что по информации знакомых семьи Русяева, нанятого ей независимого эксперта не допустили к вскрытию его тела, после которого он был оперативно захоронен.

Да, само по себе быстрое захоронение умершего соответствует канонам ислама. Но когда это было, чтобы УФСИН волновало их соблюдение...?

Кроме того, известно, что смерти Русяева предшествовали его конфликты с администрацией и неоднократное помещение в карцер и ШИЗО. Ведь и за решеткой он не оставлял свою проповедническую и правозащитную деятельность. Сообщается, что в результате его религиозного призыва четверо заключенных приняли ислам, а после того, как на Пасху заключенным раздали куличи, он поставил вопрос о том, чтобы на предстоящий Курбан-байрам желающим раздали угощение из жертвенного мяса.

Ну, а теперь еще об одном аспекте истории Русяева. В своем интервью в 2019 году его адвокат Дагир Хасавов отмечал, что одной из причин преследования Русяева является то, что он русский, принявший ислам.

"Такого закона нет, но есть много фактов, что русский человек, принявший ислам, в России подвергается лишнему преследованию", сказал Хасавов. И этим он не открыл Америку —​ за много лет до ареста Русяева связанные с РПЦ фронтмены окологосударственной исламофобии под видом "исламоведов" вели систематическую демонизацию русских мусульман как явления.

Впрочем, во избежание недоразумений, надо оговориться, что "русские мусульмане" понятие широкое и со множеством возможных смыслов. И война не только на уровне "экспертов", но и на уровне властей и силовиков велась с этим явлением во всех смыслах, в том числе в самом общем, при котором под "русскими мусульманами" понимались любые принявшие ислам представители национальностей, для которых эта религия не считается традиционной — не только русские, но и корейцы, немцы, армяне, чуваши, якуты и так далее. И если говорить о местах лишения свободы, где ислам принимало много таких людей, то было немало случаев, когда на них оказывалось давление с целью заставить отказаться от него и "вернуться в православие". Причем, об этом предлагалось подписать расписку.

Сама же война против русских мусульман со стороны кругов, которые стали доминирующими в РПЦ, началась после того, как они заявили о себе как об общественно значимом явлении. Первым событием такого рода, воспринятым в качестве личного вызова будущим патриархом, а тогда еще митрополитом Кириллом (Гундяевым), стало объявление о принятии ислама его бывшим помощником, бывшим православным священником и депутатом Верховного Совета РФ Вячеславом Полосиным. Заявив о принятии ислама, он начал вести довольно активную апологетическую деятельность, в чем тогда, на рубеже веков имел определенную поддержку со стороны Совета муфтиев России.

В 2002 году Полосин вместе с переводчицей смыслов Корана Валерией Пороховой создали организацию новообращенных мусульман "Прямой путь", которая объединила в своих рядах пару десятков представителей столичной интеллигенции. А 12 июня 2004 года в Омске представители общин русских мусульман Москвы, Омска, Йошкар-Олы и Альма-Аты создали Национальную организацию русских мусульман (НОРМ). И вот этот шаг, за которым Гундяев и Ко увидели далекоидущие планы могущественных зарубежных сил по исламизации русских и России, был воспринят ими уже как смертельный вызов. На который они решили ответить не только своими силами, но и всеми силами государства, которое они уже тогда собирались поставить под свой идеологический контроль.

От середины нулевых до начала десятых годов борьба с русскими мусульманами шла преимущественно в медийной сфере посредством создания им образа террористов, экстремистов, пятой колонны и т.д.

В тот момент нам в НОРМ еще казалось, что государственной власти хватит мудрости оставаться равноудаленной по отношению к основным конфессиям страны. А также увидеть потенциал принятия ислама русскими, сохраняющими свою этническую идентичность, для России и по-настоящему многообразного и многовариантного русского мира. Однако к началу десятых годов стало очевидно, что "русский мир" будет не гибкой культурой, способной принимать разные формы, сохраняющие связанность друг с другом. Вместо этого он стал жесткой системой, строящейся на наборе мифов и установок имперского и советского периодов, и исторгающей всех, кто в них не вписывается. Включая русских мусульман или даже начиная с них.

Для набирающего обороты репрессивного катка, покатившегося на рубеже первых двух десятилетий на мусульманских общественников России, русская или другая нетипичная для мусульман фамилия исламского деятеля стала верным показателем того, что он является "законной целью".

Скажем, в травле тогдашнего муфтия Северной Осетии Али Евтеева, окончившейся его отставкой и эмиграцией, его русская фамилия играла немаловажную роль. И это несмотря на то, что имея мать-осетинку и жену-осетинку, он был частью сообщества осетинских мусульман, а никак не НОРМ. Но сам факт его русской фамилии и национальности отца, в условиях Кавказа не позволяющий ему называть себя осетином, делал его личность во главе ДУМ РСО неприемлемой для РПЦ. Тем более, что в отношении осетин как таковых с их сложной религиозной историей существовала установка на недопустимость возрождения ислама в их среде, проявившаяся не только в смещении Евтеева, но и в последующих убийствах ряда ключевых осетинских мусульманских проповедников.

Русяев и Евтеев — одни из многочисленных примеров того, что русскому мусульманину, для того, чтобы попасть под каток репрессий, необязательно было позиционировать себя как часть сообщества русских мусульман. К слову, случай Русяева это не единственный пример того, как власти снесли мечеть, построенную русским мусульманином для всех местных мусульман.

В 2009 году в Новом Уренгое была снесена чрезвычайно популярная у местных мусульман мечеть "Нур Иман", построенная одноименной организацией под руководством Дмитрия Черноморченко. Незадолго до этого на фоне начавшегося давления силовиков на эту организацию "неизвестными" был расстрелян ее проповедник, узбек Исомитдин Акбаров. А самому Черноморченко, ведущему сайт "Голос Ислама", в скором времени пришлось покинуть страну. Причем, из-за того, что его преследования российскими силовиками продолжались и за рубежом, переезжать ему приходилось не раз.

Примерно в то же время Россию после серии налетов силовиков на жилища членов ее петербургской общины и уголовного дела против ее переехавшего в Сочи участника, пришлось покинуть и активным членам НОРМ. Это произошло уже после того, как руководство НОРМ поддержало протестные выступления 2011-2012 годов, а ее члены приняли в них активное участие. Что в свою очередь стало следствием осознания ими того, что в путинской России, очертания которой все отчетливее проявлялись к тому времени, жизни им в любом случае не будет. Поэтому неудивительно, что НОРМ поддержала и украинский Майдан в 2013 году, и всю борьбу Украины, включая ее мусульман, начиная с 2014 года.

Само собой, деятельность НОРМ в России в таких условиях пришлось прекратить (приостановить), о чем было заявлено в 2013 году. Но показательно, что русские мусульмане как сообщество к тому моменту в принципе исчезают из общественно-медийной жизни России, безотносительно того, идет ли речь об оппозиционерах и лоялистах. В рядах последних оказался Вячеслав Полосин, осудивший своих соратников в 2012 году за их присоединение к протестным выступлениям. В случившейся тогда между ними полемике они рекомендовали ему своим примером доказать, что русские мусульмане могут нормально существовать как сообщество в путинско-гундяевской России и создать в высвободившейся после их эмиграции нише какой-нибудь русский мусульманский проект, лояльный к власти. Естественно, Полосин понимал, что даже лояльным к государству проектам русских мусульман в России уже не было места. Поэтому отказавшись от любой активности, связанной с "новообращенными" и "русскими мусульманам", он выбрал путь индивидуального встраивания в систему, в частности, инициировав принятие "фетвы", объявившей войну против Украины "джихадом".

Ну а русское мусульманское движение, представленное в свое время общинами во многих регионах, множеством информационных проектов и ярких личностей, из России исчезает уже в начале второго десятилетия двадцать первого века. Из активных русских мусульман в стране остаются лишь отдельные подвижники, пытающиеся вести деятельность в личном качестве. Такие как Артур Русяев.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG