Президент Татарстана заявил, что "русская культура — это основа нашей страны". Почему этот тезис был озвучен именно сейчас?
Заявление об "основательной" роли русской культуры в России татарстанский лидер сделал в ходе посещения русского народного праздника Каравон, который в 30-й раз прошел в Лаишевском районе РТ.
Татарстанская властная элита находится в ловушке, которую если не сама создавала, то, по крайней мере, довольно легко согласилась в нее войти
Это заявление, наложившееся, конечно же, и на постоянные новости о тех или иных отступлениях в татарском национальном вопросе, вызвало недоумение (и это мягко сказано) среди татар. Буквально несколько недель назад стало известно, что при президенте Татарстана появится специальная комиссия по русскому языку, а вот аналогичная комиссия по татарскому была понижена в своем статусе — теперь она отвечает не только за государственный татарский, но и вообще за все родные языки народов РТ. Не забываем и о том, что срок годности словосочетания "президент Татарстана" тоже подходит к концу: с 1 января 2023 года высшее должностное лицо республики должно именоваться как-то иначе.
Почему же Рустам Нургалиевич всё же предпочел использовать именно эту фразу, повторив затем свой тезис уже сегодня, 6 июня, в День русского языка, заявив, что язык этот нуждается в защите?
До сих пор национальная интеллигенция других российских республик с белой завистью смотрела на Татарстан и на татар, подчеркивая, что уже практически нигде в РФ первое лицо региона не решается разговаривать на родном языке на публичных выступлениях и уж тем более не требует этого от подчиненных. Как правило, в языковых вопросах изображается полное безразличие.
Это ловушка полного отказа от отстаивания политических прав татарского народа и Татарстана в обмен на экономические возможности
Тенденция преподносить русскую культуру как доминирующую, т.е. главную в стране, началась на федеральном уровне. В Татарстане до этого всегда соблюдали пиетет и паритет в подобных высказываниях: для наглядного примера просто пересмотрите церемонию открытия Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, в которой татарская культура и история были показаны на одном уровне и практически в одном объёме с русской. Выражение а-ля "русская культура и русский язык — это основа нашей страны" из уст руководителей национальных республик слышится, пожалуй, впервые — однако это закономерный итог изменения федеральной Конституции, которое произошло два года назад. В 2020 году в главном законе РФ появилась 68-я статья, гласящая, что "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа". Раз уж именно русский народ у нас является государствообразующим, то вполне логично, что именно его культура является основной. Единственное, что не подчиняется логике в данном случае, это слова того же Минниханова о том, что русский язык, оказывается, еще нужно и защищать...
Если говорить о Татарстане, то республиканская властная элита находится в ловушке, которую если не сама создавала, то, по крайней мере, довольно легко согласилась в нее войти. Это ловушка полного отказа от отстаивания политических прав татарского народа и Татарстана в обмен на экономические возможности. Обычно этот процесс связывают с празднованием тысячелетия Казани в 2005 году. Считается, что именно тогда на практике и была реализована условная модель "политическая лояльность Татарстана в обмен на возможность участия в гонке за инфраструктурные ресурсы".
Татарстану сказали: окончательно оставьте свои какие-либо политические амбиции (привет суверенитету, федерализму!) и вообще не лезьте в это, политику мы берем на себя. А взамен развивайте экономику
Условно говоря, Татарстану сказали: окончательно оставьте свои какие-либо политические амбиции (привет суверенитету, федерализму!) и вообще не лезьте в это, политику мы берем на себя. А взамен развивайте экономику, стройтесь, направьте в строительство свои силы — именно так заодно и будете возвращать часть налогов в виде федерального софинансирования или инфраструктурных кредитов.
И татарстанская элита клюнула на это, т.к. к этому времени она уже была интегрирована в тело политической Системы страны — в том числе, и за счет возможности использования негласной приватизации экономических активов внутри республики.
Именно поэтому в татарстанской системе не осталось людей, по-настоящему разбирающихся в идеологии, в политике как таковой. Их заменили "хозяйственники" и "завхозы" (так условно можно назвать всевозможных управленцев финансового уровня). Политика в РТ умерла как явление — следовательно, не нужны и оказались люди такого профиля. И поэтому сейчас тому же Рустаму Минниханову просто некому подсказать, как, где и что сказать в политически грамотном ключе. Уж о какой-то там стратегии и говорить не приходится... Ее попросту нет.
Это ярко проявилось и во время начавшейся 24 февраля так называемой "спецоперации" в Украине. Если в случае с Миннихановым всё более или менее понятно — нынешняя Система не оставляет здесь пространства для маневра, то чрезвычайно странной была реакция на события в соседней стране татарстанского муфтия Камиля Самигуллина, который поддержал политику Москвы и применил в своем заявлении ровно те же формулировки и выражения, что и официозная пропаганда. А ведь религиозный сан в его случае даёт ему возможность обойти острые углы и высказаться так, чтобы не прослыть "ура-патриотом".
Ловушка "политика в обмен на экономику" постепенно сжимается, не оставляя пространства для какого-либо маневра и попытки в начавшейся внутри кремлевских кланов грызне найти свое место, свою субъектность
Всем уже давно ясно и понятно, что Духовное управление мусульман РТ плотно курируется Аппаратом президента Татарстана, а значит, можно сказать, что и идеологические заявления и общее направление работы в ДУМ претворяют в жизнь одни и те же люди...
Сейчас же татарстанская элита, по сути, идет по инерции. У нее, впрочем как и у всей российской властной элиты, нет образа будущего, нет своей собственной субъектности в отношениях с тем же федеральным центром. Татарстанская элита пыталась встроиться в эти отношения, опираясь, кстати, больше на Сергея Чемезова — главы "Ростеха". Отсюда и неудачная попытка включить Татарстан в число пилотных регионов по массовому строительству мусоросжигательных заводов, которое является проектом как раз "Ростеха". Отсюда же и большое внимание "Ростеха" к "Камазу" и избрание Рустама Минниханова главой корпорации "Туполев" и т.д.
Некоторые политологи говорят об условной "татарской партии", олицетворяя ее как связку вице-премьера РФ Марата Хуснуллина и Татарстана. Кажется, о некотором аппаратном усилении этой группы говорить можно, но усиление это никак не подкрепляется идеологическим усилением татар внутри РФ и самого Татарстана. Проще говоря, эта условная "татарская партия" не вырабатывает никаких идеологических смыслов, а следовательно не обладает своей субъектностью, готовностью не просто отстаивать свои узкоклановые интересы, но и хотя бы интересы Татарстана или татарского народа.
На сегодня во властной элите всего Татарстана нет человека, который отвечал бы за национальное направление
Ловушка "политика в обмен на экономику" постепенно сжимается, не оставляя пространства для какого-либо маневра и попытки в начавшейся внутри кремлевских кланов грызне найти свое место, свою субъектность. Без своей идеологии и желаемого образа ничего не получится. Нет идеологии — нет людей, которые бы могли поддерживать, если надо, где-то подсказать, где-то подправить. Отсюда и идут эти заявления об особенной роли русской культуры и защите русского языка. Именно в этом кроются причины хаотичных шагов и бездействия перед лицом возникающих перед Татарстаном проблем.
Одно порождает другое, а затем и третье — как в принципе домино.
На сегодня во властной элите всего Татарстана нет человека, который отвечал бы за национальное направление и при этом был идеологически подкован в политических и инструментальных вещах. Есть в республике комиссия при президенте по родным языкам, возглавляет которую Марат Ахметов. При создании этой комиссии ему было отдано на откуп решение татарских национальных проблем в пределах республики. Вице-премьеру Василю Шайхразиеву, возглавляющему Милли Шуро и Всемирный конгресс татар, отпущено взаимодействие с татарами, проживающими за пределами РТ. Но при этом это всё технические фигуры, в силу своей профессиональной деятельности и образования не обладающие необходимым идеологическим "багажом". Проще говоря, эти люди никогда не занимались политическими и идеологическими вопросами, а были высокопоставленными, но всё же чиновниками. Поэтому они не могут ни решить хотя бы часть национальных проблем, на решение которых им и отдан откуп, ни выработать необходимые идеологические смыслы и претворить их в жизнь на государственном уровне.
Отсутствие идеологического центра не только бьет по интересам татарской нации, но теперь и по интересам самой татарстанской властной элиты
На деле, это должен быть один человек, наделенный формальными или неформальными полномочиями, который отвечал бы за татарский вопрос всецело. Человек этот должен быть из гущи татарской интеллигенции (или экспертного сообщества), понимать, как протекают современные процессы в национальных вопросах, и знать, как в подобных случаях такие вопросы решаются. В качестве примера (пускай и далеко не однозначного) можно привести башкирского первого вице-премьера Азата Бадранова, которого Радий Хабиров поставил отвечать за национальные вопросы. Его фигура вызывает критику с самых разных сторон, но сама идея поставить конкретного идеологизированного человека, наделив его полномочиями, верна.
Условно говоря, в Татарстане нет человека или структуры, которая могла бы давать советы тем же официальным лицам и по идеологическим, и по национальным вопросам. Отсюда и вытекают все эти кульбиты и неожиданные заявления.
Отсутствие идеологического центра не только бьет по интересам татарской нации, но теперь, что становится очевидным, и по интересам самой татарстанской властной элиты.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.