Экс-депутат Заксобрания Пермского края Константин Окунев и журналист Оксана Асауленко, на которых составили по несколько протоколов за "дискредитацию армии", заявляют, что их преследование носит заказной характер. При этом они подчеркивают, что перспектива уголовного преследования их не пугает, из страны они уезжать не планируют и продолжат называть вещи своими именами. "Idel.Реалии" поговорили с Окуневым и Асауленко.
Четыре дела Константина Окунева со "справкой"
На пермского политика, экс-депутата местного Заксобрания Константина Окунева составили четыре протокола об административных правонарушениях. Ему вменяют "дискредитацию российской армии" (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ), "неуважение к власти" (часть 3 статьи 20.1 КоАП РФ — "распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству") и "пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики" (часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ).
По статье о "дискредитации армии" Окуневу вменили публикацию "Письма подписчика" с текстом "МируМир", а также пост от 12 апреля с текстом: "К сожалению, 61-я годовщина первого полета Человека в космос несколько омрачена, проводимой на Украине военной спеZопераZией". Что касается статьи о "неуважении к власти", то в протоколе речь идет о посте "Поверили Путину", в котором, по версии полиции, "содержались высказывания, выражающие негативную оценку личностных качеств действующего Президента РФ, его личности в целом". В протоколе по части 1 статьи 20.3 КоАП РФ говорилось, что Окунев в сообществе "ЮЮ.Православные против Ювенальной Юстиции" разместил публикацию "с текстовой записью и графическим изображением мужского лица в металлической каске с изображением нацистской символики, чем осуществил пропаганду либо демонстрирование нацистской атрибутики".
Интересы Константина Окунева представляет адвокат Иван Хозяйкин. Дела активиста суд рассмотрит 31 мая, 2-го и 8 июня.
— Как вы в целом прокомментируете ситуацию?
— Я считаю, что административные дела в количестве четырех протоколов носят именно заказной характер. Одного недогубернатора не устраивает моя критическая и справедливая оценка его деятельности на посту. Таким образом хотят, чтобы мы [оппозиция Пермского края] замолчали. Только такое давление не повлияет на то, чтобы я перестал писать и говорить правду.
— Вам удалось ознакомиться с материалами административных дел в отношении вас?
— Мои адвокаты ознакомились с делами по мне, которые поступили в Дзержинский районный суд Перми. Документов очень много, к каждому протоколу есть лингвистическая экспертиза, в каждом материале присутствует справка о том, что российской судебной системой зафиксирован и подтвержден факт "подготовки и организации Окуневым несогласованных протестных акций в поддержку Навального", состоявшихся в январе 2021 года. Как это соотносится с инкриминируемыми мне нарушениями — непонятно, но очевидно, что фамилия главного оппозиционера, врага режима и лично гражданина Путина В.В. используется силовиками в качестве "красной тряпки" для суда — видимо, как отягчающее мою "вину" обстоятельство. Также из собранных материалов видно, что многие документы и справки наши доблестные сотрудники Центра "Э" собирали с прошлого года — и так называемая "дискредитация Вооруженных сил РФ", приступивших к проведению спецоперации 24 февраля этого года, стала лишь квинтэссенцией их творческой работы по исполнению заказа администрации недогубернатора Махонина.
— Почему вы уверены в том, кто именно выступает "заказчиком"?
— Все местные провластные Telegram-каналы в последнее время приписывают мне не мои паблики, лишь руководствуясь критерием, что там есть критические материалы в адрес недогубернатора и его подельников. В так называемой справке на меня, которая была обнаружена в материалах административных дел, все эти паблики переименованы и прописаны в мои "активы". Если наши власти думают, что один Окунев недоволен коррупционерами в пермской власти, то господа себе льстят.
Сегодня ты оппозиционный политик, а завтра "позиционный"
— Расскажите о справке.
— Это такой "содержательный" документ обо мне, предваряющий все четыре протокола. Судя по всему, написана она для того, чтобы усилить впечатление о моей "деструктивной деятельности" в глазах суда и тем самым повлиять на ход дела и вынесенные решения. Справка якобы на отъявленного негодяя, агента чьих-нибудь спецслужб, который смеет вещи называть своими именами. Что, как вы понимаете, в современной России не позволено никому, кроме избранных. Поэтому я сейчас лицо со справкой, признающей меня оппозиционным политиком, не "никому неинтересным блогером" — не "политическим трупом и банкротом", а политиком, пусть и оппозиционным. Ведь, как известно из всеобщей мировой истории, сегодня ты оппозиционный политик, а завтра "позиционный". Так бывает, и довольно часто. И наличие в "справке" трех равновеликих критикуемых мною лидеров — Путина, Кадырова и Махонина — тоже очень показательно.
— Вы понимаете, что рискуете попасть под уголовное преследование по статье о "публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации" (статья 280.3 УК РФ)?
Из страны я уезжать не собираюсь. Армию я не дискредитировал.
— Мне все понятно. Только такая перспектива меня не пугает. Я знаю, что в большей степени патриот, чем все [власти] эти вместе взятые. Из страны я уезжать не собираюсь. Армию я не дискредитировал. Это не ее вина, что приходится выполнять преступные приказы о так называемой спецоперации в соседней братской для нашей страны Украине.
Три дела Оксаны Асауленко без экспертизы
Члена ОНК и журналистку из Перми (работала главным редактором газеты "Территория Пермь", закрылась в январе 2022 года из-за отсутствия финансирования — "Idel.Реалии") Оксану Асауленко обвиняют по трем эпизодам "дискредитации армии" (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ). Ей вменяют посты во "ВКонтакте", которыми она якобы дискредитировала Вооруженные силы России. Защитником Асауленко в суде выступает юрист Артем Файзулин, который назвал эти дела "причудливым административно-псевдоправовым винегретом".
Файзулин отмечает, что по двум делам Асауленко вменяют один и тот же размещенный ею текст. По одному из дел журналистку обвиняют за репост текста политика Ильи Яшина от 28 февраля 2022 года. Юрист заметил, что статья о "дискредитации" была введена в КоАП РФ только 4 марта. Кроме того, уточнил Файзулин, ни по одному из трех дел в отношении Асауленко не было проведено лингвистическое исследование.
Оксана Асауленко в беседе с "Idel.Реалии" рассказала, что не давала никаких пояснений в полиции, воспользовавшись 51 статьей Конституции РФ, вину не признает, в суде готова высказать свою позицию и собирается и дальше называть все вещи своими именами.
— Я в одном посте 24 или 25 февраля написала: "Больной ублюдок все-таки напал на Украину. Вечный, несмываемый позор. Сегодня зачеркнули наше будущее". В эти дни мне все стало предельно понятно — и от этих слов я никогда не откажусь. Последние два-три месяца только показали, что это страшная правда.
— Как вы думаете, преследование вас сотрудниками полиции связано с вашей активной позицией?
Никто, наверное, находясь сегодня в России, не может чувствовать себя свободно
— Это интересный вопрос. Я пишу о нашей власти давно, об УФСИН… Но здесь могу только предполагать. Мы на протяжении полугода не можем согласовать митинг против повышения стоимости проезда. Мы видим, что и сейчас получили отказ на акции до конца июля. Нам запрещают, а сами делают что хотят. Это прямое нарушение закона, нарушение Конституции, прямое нарушение тех же указов губернатора. Это давление косвенно могу связать со своей деятельностью. Видимо, я даю хорошие поводы на устрашение.
— Как вы себя чувствуете сегодня?
— Никто, наверное, находясь сегодня в России, не может чувствовать себя свободно. Но я все равно пытаюсь быть свободным человеком. Даже в этих условиях. Мы видим, что происходит с людьми, кто хочет жить в свободных условиях — многие попадают под преследование по разным поводам, даже безумным. Кто-то вынужден уезжать из России. Я считаю, что с этой тенденцией нужно бороться.
Мы видим, что происходит с людьми, кто хочет жить в свободных условиях — многие попадают под преследование по разным поводам, даже безумным
Нам хотят запретить не только высказывать свое мнение. Высказывать, анализировать, писать — это мой профессиональный навык как журналиста. Наверное, я должна забыть называть вещи своими именами. И что касается этих протоколов — я хотела бы, чтобы на суд были вызваны лица, сотрудники полиции, которые составили протоколы. Мне как человеку, который работает со словом, который отвечает за свои слова, это важно. Со своей стороны могу сказать, что могу ответить за каждое написанное мною слово. Это профессия. Я так написала, значит мне нечего больше добавить. Раз эти материалы появились в протоколах, значит они хотят сказать, что поняли меня правильно. Мы должны быть умнее их, использовать все свои навыки — профессиональные или общественные. За свои слова я готова отвечать. Я все равно буду называть войну войной, убийство мирных людей и детей как есть. А дальше будем уже смотреть.
— Вы не боитесь уголовного преследования?
— Я не смогу жить так, как они хотят. Все эти последние месяцы я видела, как страшные вещи происходили с людьми. Они под страхами выражают солидарность с насильником. Кто-то одобряет молча. Мы все здесь заложники. В этой ситуации начинают говорить стены, город. Я иду по улице и вижу, как на асфальте или на стенах написано: "Нет войне" или зачеркнутая буква Z. Мы все равно будем сопротивляться, всех не пересажают, наверное. Хотя агония может длиться очень долго.
За свои слова я готова отвечать. Я все равно буду называть войну войной, убийство мирных людей и детей как есть.
— Рассматриваете ли вы возможность уехать из России ?
— У меня нет желания никуда уезжать. Я наполовину украинка, у меня есть там родственники и друзья — в Одессе и Запорожье… Несмотря на то, что происходит сейчас там, я понимаю, что мы в России находимся в большей беде — в плане человеческом. Здесь есть народ, есть нация и люди, которые, обладая неравными силами, сейчас освобождают мир от зла. С одной стороны я горда, что во мне украинская кровь, а с другой — чувство стыда и ада в душе. Я понимаю, что у них-то все будет хорошо. А у нас все плохо, поэтому мы здесь будем нужнее. Мы все окажемся в ситуации расплаты за эту войну.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.