Ссылки для упрощенного доступа

Революцiя спiльнот против Z-мобилизации: как этноконфессиональный фактор проявляет себя в России и Украине


Архивное фото
Архивное фото

Колумнист Харун Сидоров рассуждает о том, как мультиэтничность и мультирелигиозность проявляют себя в украинской и российской мобилизациях.

Может показаться, что на фоне кампании повязывания ответственностью и кровью народов России в патриотической мобилизации украинцев этнический и конфессиональный факторы не присутствуют никак.

Конечно, постоянно подчеркивается, что в Украине не может быть нацизма, потому что в числе ярких представителей ее руководства Зеленский, Арахамия, Аваков, Ким и многие этнические неукраинцы. Однако это вполне может восприниматься и как проявление якобинской модели стирания в одной нации всех этнических идентичностей, на фоне чего даже лицемерная кампания их подчеркивания в российской пропаганде кому-то может показаться выигрышной.

На самом деле мультиэтничность и мультирелигиозность в украинской патриотической мобилизации проявляет себя в полной мере. Просто происходит это по другой модели — если среди народов и религиозных сообществ России Z-мобилизация идет по разнарядке сверху, то в Украине разные этнические и конфессиональные сообщества мобилизуются на защиту своей страны сами.

Такой, горизонтальный характер общественного устройства страны в пику вертикальному российскому окончательно утвердился в Украине еще с Революцией достоинства 2014 года и последовавшей за ней первой в новейшей истории войной за независимость, официально названной АТО. Именно тогда на Майдан выходили представители самых разных этнических и конфессиональных сообществ, которые с началом войны стали группироваться в добровольческие батальоны.

Так, крымские татары и примкнувшие к ним мусульмане других национальностей создали сотню "Крым", чеченские добровольцы — батальон имени Шейха Мансура, иудеи группировались вокруг руководства Днепропетровска в лице Корбана и Коломойского, русскоязычные украинцы шли в основном в батальоны "Донбасс" и "Айдар", а прибывшие из России антипутинские русские националисты — в "Азов" и "Правый Сектор". Возглавил же все это тогда в качестве сперва исполняющего обязанности президента, а потом и секретаря Совета безопасности известный протестантский проповедник Александр Турчинов, прозванный врагами и в шутку называвшийся сторонниками "кровавым пастором".

За много лет до этого характер данных событий предсказал Дмитрий Корчинский, основатель еще одного добровольческого батальона — "Девы Марии", возникшего на основе христианского "Братства". Подобное явление он охарактеризовал как "революцiю спiльнот", то есть общин или в более точном современном переводе "сообществ" — communities, как они называются в английском.

Подобные низовые сообщества, возникающие снизу на самых разных основаниях, явочным порядком заключают друг с другом своего рода общественный договор. Как следствие формируется нация нового типа — гражданская или политическая, базой для возникновения которой становятся определенная историческая территория и живущий на ней народ, вовлеченный в этот процесс.

Именно этот характер украинской гражданско-национальной революции и стал главным вызовом окончательно возобладавшей к тому времени в России неомперской модели. Поборники последней, столкнувшись с чем-то столь же неведомым им, сколь и ненавистным, шизофренически пытались совместить обвинения политических украинцев в нацизме с подчеркиванием неукраинского происхождения или неправославного вероисповедания многих из них.

В начавшейся 24 февраля 2022 года войне, которая в Украине уже получила название Отечественной, этот характер воспроизвелся вновь.

Против присланных из Чечни кадыровцев снова вышли воевать чеченские добровольцы во главе с Муслимом Чеберлоевским. Если российских муфтиев Администрация президента поставила перед фактом принятия от их имени фетвы с оправданием войны против Украины, то муфтий Украины Саид Исмагилов сам вступил в территориальную оборону Киева, и как и в прошлый раз начал сбор помощи участвующим в ней мусульманам. Воссоздали свое подразделение крымские татары, участвовавшие в освобождении пригородов Киева от оккупантов. На их базе состоялась встреча крымскотатарских и чеченских добровольцев и их лидеров с руководством Меджлиса крымскотатарского народа, участники которой заявили, что борются не только за свободу Украины, но и за освобождение в будущем своих народов.

О таком же понимании целей своей войны заявили эрзянские добровольцы, сгруппировавшиеся вокруг своего старейшины Боляеня Сыреся. Два внушительных добровольческих подразделения сформировали оппозиционные режиму Лукашенко беларусы — батальоны Кастуся Калиновского и "Пагоня". И если заявленный украинскими властями Легион "Свобода России" из перешедших на сторону Украины российских военнопленных пока выглядит как сырая инициатива, то русские добровольцы и в этом раз воюют в "Азове" и "Правом секторе". У одного из них — переехавшего с многодетной семьей из Забайкалья в Украину казака-старовера Олега Бутусина в бою под Киевом погибло два сына, которых хоронил весь западноукраинский городок, в котором живет эта семья.

Другие религиозные "спiльноти" тоже проявляют себя в этой войне. Православные традиционалисты стали основой батальонов "Реванш" и "Гвардия". Батальон "Братство" Дмитрия Корчинского имеет христианско-экуменический характер, более того, в силу наличия в нем нескольких мусульман на этот раз он был назван мусульманско-христианским. Украинские католики сильно представлены в батальоне "Карпатская Сечь", а в батальоне "Азов" традиционно присутствуют адепты языческих культов и доктрин, что дало основания такому адепту "Русского мира" как Константин Малофеев назвать войну против них "священной". При этом на этот раз в "неонацистском" батальоне "Азов" помимо западноевропейских добровольцев воюют уже не только грузины (а у них есть еще свой отдельный "Грузинский легион"), но и азербайджанцы.

Наконец, и на этот раз как сообщество проявляют себя в защите Украины украинские евреи. В этой войне их ощутимо меньше из-за массового оттока в Израиль в мирное время, но еврейские добровольцы есть и сейчас, в том числе возвращающиеся из Израиля, чтобы воевать за Украину.

Во всей этой истории присутствует один момент, который может показаться противоречивым. Украинские военные и добровольцы постоянно подчеркивают обилие в российской армии представителей нерусских национальностей, хотя как видно мультиэтничность и мультиконфессиональность присуща и защитникам Украины. Но это противоречие мнимое, ведь если представители конфессий и народов, живущие в Украине, воюют за свою свободу, в чем их поддерживают добровольцы из других стран, то завоеванные империей народы просто поставляют ей свое пушечное мясо для войны, которая противоречит их же интересам.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG