Ссылки для упрощенного доступа

"В России пропаганду делают неплохо и даже хорошо". В Перми возвращаются самиздаты


Ведущая телеканала "Россия-1" Ольга Скабеева
Ведущая телеканала "Россия-1" Ольга Скабеева

В начале марта Роскомнадзор заблокировал пермский интернет-журнал "Звезда". Спустя месяц редакция предложила своим читателям распространять среди близких самиздат — "Вестник Звезды". Местная полиция эксперимент не оценила и возбудила как минимум три административных дела за раздачу газет. Главный редактор "Звезды" Степан Хлопов рассказал "Idel.Реалии" о самиздате, Роскомнадзоре, преданных читателях и несвободе СМИ.

Степан Хлопов
— главный редактор интернет-журнала "Звезда", работает в нем с 2015 года. Собственно, в это время и появилась интернет-версия газеты "Звезда", которая существует с 1917 года.

— Начал работать в журналистике, еще будучи студентом — на телеканале "Урал-Информ ТВ". Проработал там 14 лет. Был корреспондентом, ведущим программ; с 2012-го по 2015 год был главным редактором телекомпании. Когда изменилась редакционная политика, поменялся собственник, покинул это СМИ. Так с 2015 года работаю главным редактором интернет-журнала "Звезда", — вспоминает Степан Хлопов.

Интернет-журнал "Звезда" и одноименная печатная газета — на сегодня две разные редакции. В 2016 году у газеты "Звезда" — по словам Хлопова, в силу разных обстоятельств и политической конъюнктуры — сменился собственник. После этого редакция разделилась: газета "Звезда" вошла в губернаторский медиахолдинг, а интернет-журнал начал самостоятельную работу.

Сейчас интернет-журнал "Звезда" — небольшое локальное пермское медиа, ориентированное на местную повестку. Оно рассказывает о местных инициативах, городских активистах, экологах, художниках, сообществах и людях "с оппозиционным налетом", говорит Хлопов.

6 марта — в воскресенье — сайт интернет-журнала "Звезда" заблокировал Роскомнадзор. Утром того дня на редакционную почту пришло уведомление, в котором ведомство потребовало удалить некий запрещенный контент. В то же время, отмечает Степан Хлопов, Роскомнадзор не указал конкретный материал, а лишь приложил ссылку на главную страницу сайта.

— Мы не сразу заметили это письмо от Роскомнадзора, потому что оно ушло в рассылки, — рассказывает Хлопов. — И потом это был выходной день, письмо пришло в 5 утра. В тот день — 6 марта — была пацифистская уличная акция в центре Перми, которая проходила и в других городах. И сам лично в тот день я был в центре города, вел онлайн-репортаж. Через какое-то время коллеги мне сообщили, что есть такое письмо на электронном почтовом ящике, а через некоторое время сообщили, что ссылка на наш сайт перестала открываться.

Редакции остается только догадываться, какой материал стал причиной блокировки — на обращение журналистов Роскомнадзор не ответил.

— Мы в общем-то понимаем, за что, — говорит Хлопов. — Потому что 24 февраля — [в день] начала "спецоперации" — мы сделали заявление редакции, где назвали вещи своими именами. И за это неугодное слово [война] нас, скорее всего, и заблокировали. Так как за аналогичное начали блокировать издания и до нас, и после нас.

Степан Хлопов
Степан Хлопов

После блокировки в редакции приняли решение заменить слово "война" на "спецоперация", а также удалили фотографии с антивоенных акций. Редакция уведомила об этом Роскомнадзор, посчитав, что исполнило требование ведомства. В то же время спустя больше месяца после блокировки сайт продолжает оставаться недоступным для большинства российских пользователей. Журналисты также обращались в Генеральную прокуратуру, по заявлению которой РКН и заблокировал сайт интернет-журнала, но ответа не получили. Сейчас редакция готовит иск в суд на бездействие Роскомнадзора.

Администрация соцсети "ВКонтакте" по требованию Генпрокуратуры заблокировала в свою очередь паблик интернет-журнала.

— Нельзя сказать, что у нас какая-то огромная аудитория. Мы в этом смысле не конкурируем с большими порталами, потому что не пишем про бесчисленные ДТП и поножовщину, бесчисленное перерезание ленточек, не публикуем пресс-релизы и т.д. Наше читательское ядро не очень многочисленное, но сплоченное, — отмечает Хлопов. — Когда это все случилось, мы получили серьезную волну поддержки наших читателей. Пусть их не миллионы, а тысячи, но они нас знают и ценят. Понятно, что сайт сейчас недоступен на территории России — и наши просмотры упали в разы. Но зато в два раза выросло число подписчиков в Telegram, а охваты наших постов выросли от 8 до 15 раз. Могу поделиться интересным наблюдением. "ВКонтакте" — это такая специфическая социальная сеть, конечно. Когда мы 6 марта опубликовали там новость, что наш сайт заблокировали на территории РФ, мы получили комментарии самого разного содержания. Были и такие — "давно пора", "наконец-то вас прижучили". При этом наша группа во "ВКонтакте" сейчас не открывается без VPN, но массовых отписок мы не видим. Охваты и просмотры, конечно, упали, но не сказать, что очень критично. В Facebook и Instagram, несмотря на то, что соцсети признаны "экстремистскими" и заблокированы, с охватами и подписчиками ничего не изменилось.

САМИЗДАТ

Недавно редакция предложила своим читателям эксперимент — самиздат "Вестник Звезды". В Telegram-канале публикуется сверстанная под формат А4 газета, которую можно распечатать на любом принтере. Ее в шутку назвали "газетой для мамы". Степан Хлопов объясняет, что это лишь капля в море в попытке донести объективные новости до "отравленного пропагандой" читателя.

— Как говорится, делай что должен, и будь что будет, — считает главный редактор "Звезды". — А ничего не делать невозможно. Мы понимаем, что ни нам — отдельно взятому интернет-СМИ — ни даже всем вместе взятым таким же изданиям, как мы, не перешибить и не переломить ту интернет- и телевизионную госпропаганду, которая сейчас просто "на марше". Если мы привыкли говорить, что в России что-то плохо делают, то вот пропаганду делают неплохо и даже хорошо. Мы исходили из того, что нужно попытаться дотянуться до той аудитории, которая изначально не наша. Еще в этом есть большой символический смысл для людей, которые разделяют наши ценности — они не одни, их не бросили.

В начале апреля за раздачу самиздата на трех жителей Перми составили протоколы по статье 20.3.3 КоАП РФ ("Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности").

— Мы не призывали к раздаче "газеты" как листовок. Мы говорили, что вы можете распечатать эту газету и отнести домой, положить ее рядом с другими газетами, которые вы или ваши родственники достают из почтового ящика. Чтобы человек взял эту газету — и в его душе, голове, что-то екнуло, как не екает, когда он смотрит телевизор. Но мы предполагали: может случиться, что угодно, кто-то может распечатать и пойти раздавать эту газету массово. В этом плане мы свою ответственность чувствуем и не снимаем ее с себя. Когда дело дойдет до суда — и, скорее всего, будет выписан штраф — то мы будем как-то помогать этим ребятам. Мы уже думаем, что можем предпринять, чтобы какую-то часть — а, может, и весь штраф — помочь выплатить.

Изначально интернет-версия "Звезды" создавалась как проект, в который инвестировали коммерческие структуры пермского политика, бизнесмена и мецената Надежды Агишевой.

— Понятно, что до этих событий часть нашего бюджета покрывалась за счет рекламных взаимодействий, небольшая часть — за счет краудфандинга, — говорит Степан Хлопов. — Полтора года назад мы запустили донатную историю — собирали пожертвования на развитие независимого СМИ. Но в какой-то момент нам пришлось от них отказаться, так как были риски признания "иностранным агентом". Все рекламные взаимодействия тоже прекратились, так как эффективность оценивалась по охватам на сайте и в соцсетях — особенно во "ВКонтакте". Последний месяц мы существуем исключительно за счет поддержки нашего инвестора. Понятно, что мы сократили расходы — например, отказались от аренды помещения, сократили штат и количество авторов, с которыми взаимодействуем. Как долго мы будем существовать в такой реальности, никто не знает.

У Хлопова пессимистичный взгляд на будущее российской журналистики . Он считает, что если "спецоперация" в ближайшее время не завершится, а политическая обстановка в стране и ее вектор не изменятся, ничего хорошего со свободой слова и медиа не будет.

— По большому счету мы уже сейчас потеряли львиную долю независимых СМИ: как на федеральном, так и на региональном уровнях. И это давление продолжается, — резюмировал Степан Хлопов.

***

"Признание иноагентом не заставит журналистов замолчать", — заявил президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай, комментируя признание еще двух журналистов медиакорпорации "иностранными агентами".

"Idel.Реалии", а также Радио Азатлык Татаро-Башкирской редакции РСЕ/РС с 2017 года признаны "иностранными агентами" на территории России, как и другие проекты Радио Свобода.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG