Ссылки для упрощенного доступа

"Каждый из нас является для кого-то ролевой моделью"


Россияне против войны с Украиной: Нурия Мухаметдинова
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:25 0:00

Нурия Мухаметдинова

Фем-активистку из Уфы Нурию Мухаметдинову оштрафовали на 15 тысяч рублей за участие в антивоенном пикете. Вместе с друзьями она вышла к дому Дружбы народов, чтобы выразить свою позицию. Основанием для привлечения к ответственности стала групповая фотография с плакатом "Кончайте воевать с Украиной", на которой активистки нет. Девушка рассказала "Idel.Реалии" о своей антивоенной позиции и о том, почему, по ее мнению, публичные акции имеют эффект.

39-летняя уфимская фем-активистка Нурия Мухаметдинова 1 марта вышла с друзьями к дому Дружбы народов в Уфе, чтобы выразить свою антивоенную позицию. Группа женщин и мужчин сфотографировалась с плакатом "Кончайте воевать с Украиной", после чего всех участников акции задержали.

На меня давили и кричали

— 24 февраля, когда все началось, я была в командировке, — рассказывает Мухаметдинова. — Мне было очень плохо. И во мне сидела мысль, что нужно обязательно что-то сделать. Я понимала, что если я что-то сделаю, мне станет легче. Когда я вернулась в Уфу, я нашла союзников, мы вышли, сфотографировались и даже не успели долго простоять. Возможно, полиция была предупреждена, что в центре что-то планируется. Наша акция длилась минут семь. Задерживали нас люди без опознавательных знаков.

Девушки, участвовавшие в акции, по словам активистки, были "совсем молодые студентки, которым было невыносимо бездействовать":

— В полиции меня допрашивал сотрудник Центра по борьбе с экстремизмом. Мне, наверное, больше всех из задержанных не повезло, потому что у меня у единственной изъяли телефон. Угрожали, что они применят силу, найдут способы, как отнять его у меня физически. На меня давили и кричали. В принудительном порядке у нас у всех взяли отпечатки пальцев и составили на всех примерно однотипные протоколы.

Заседание по административному делу об участии в несогласованной акции (ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ) в Кировском районном суде Уфы проходило формально, отмечает Мухаметдинова. Судья Совина решила, что совершенное активисткой правонарушение "посягает на общественный порядок и общественную безопасность".

И если Нурия не боится, то почему бы и мне что-то не сделать?

— Не все из нас даже смогли защитить себя. Их просто не пустили на заседание и сказали потом, что они оштрафованы. Несмотря на то, что я говорила о том, что меня нет на фотографии (которая легла в основу протокола — "Idel.Реалии"), меня все равно признали участницей несанкционированного пикета и дали штраф на пять тысяч больше, чем всем остальным. Видимо, я им как-то особенно не понравилась, — рассказывает активистка.

Она считает, что у акции был эффект.

Я нахожусь в глубочайшей депрессии, и у меня все это просто не укладывается в голове, это ужасно

— Во-первых, мне стало лучше. Я чувствовала, что я делала что-то, что не противоречит моей совести, что-то правильное. И я считаю, что каждый из нас является для кого-то ролевой моделью. И я среди своих друзей, старших родственников и молодых людей — ролевая модель. И люди видят, что вот эта ролевая модель не боится, она выходит и высказывает свою позицию. И если Нурия не боится, то почему бы и мне что-то не сделать? Наша акция не имела массового эффекта, но зато в микроактивизме, то да — разумеется, она сыграла роль, — объясняет активистка.

Она отмечает, что многие ее друзья после этой акции стали политизированнее, чем раньше.

— Например, они стали жертвовать "ОВД-Инфо" ("иностранный агент" на территории РФ — "Idel.Реалии"), потому что видели, что юрист приходил в отделение и суд и помогал. Все происходящее просто ужасно. Я иногда просыпаюсь и думаю: что, мы воюем с Украиной? Я уже думала, что прошла все стадии: и отрицание было, и гнев, и торг. Но до стадии принятия я все не могу дойти. Я нахожусь в глубочайшей депрессии, и у меня все это просто не укладывается в голове, это ужасно, — рассказывает Мухаметдинова.

При этом она не собирается покидать Россию, хотя мысли об этом у нее были.

Нужно оставаться, по крайней мере, пока нет реальной угрозы

— Первое, что я подумала [когда все началось]: надо валить. Это самая логичная реакция, мне есть, что терять. Но с другой стороны, я не знаю, в какое время еще активизм был так нужен и востребован, как сейчас? Ну, когда еще за все годы, начиная с 2012-го, когда я стала активисткой, мы могли на что-то так же повлиять, изменить мнение людей? Да, это немного суицидальная позиция. Увеличивается количество доносов, и мы как будто живем в книжке про 37-й год или в книжке Ремарка. Но я оптимистка и считаю, что нужно оставаться — по крайней мере, пока нет реальной угрозы, — уверена она.

Нурия Мухаметдинова обратилась с апелляционной жалобой на решение, суд снизил штраф до 10 тысяч рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG