Ссылки для упрощенного доступа

Неподъёмная тема. Власть в Казани футболит отца ребёнка-инвалида, игнорируя решение суда 


Казанец Юрий Никишин несколько лет добивался восстановления подъёмников к надземным переходам на улицах Карбышева и Комарова, в феврале 2020 года он даже выиграл суд против исполкома Казани — но дальше бумажного доказательства его правоты дело так и не пошло. Мэрия игнорирует решение суда, а судьи отказываются компенсировать ему юридические издержки в полном объёме. В итоге де-юре выигравший процесс Никишин и оказался в этой истории главным наказанным.

— Я уже два года не могу добиться исполнения решения суда, вступившего в законную силу, — возмущается Юрий Никишин, отец 15-летнего Саши, прикованного к креслу с самого рождения. — Исполком шлёт стандартные отписки: "Денег нет" — и судебных приставов они вполне устраивают! Более того — за несколько лет судебных тяжб с исполкомом Казани я потратил на юриста 100 тысяч рублей, но в Верховном суде РТ решили, что мне и 30 тысяч хватит, а в первой инстанции судья вообще отказала.

Теперь Юрий Никишин и его юрист Сергей Сычёв пытаются привлечь чиновников исполкома Казани к уголовной ответственности. Есть такая экзотичная статья УК РФ — 315, предусматривающая ответственность за злостное неисполнение судебных решений. Правда, возбудить уголовное дело должны судебные приставы — это их подследственность — а они за два предыдущих года не слишком давили на исполком, вспоминая о решении лишь тогда, как их заваливали жалобами истец и его представитель.

Так что когда дознаватель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Казани отказал в возбуждении уголовного дела, Никишин с Сычёвым ничуть не удивились. Более удивительное произошло потом. В конце марта прокуратура Казани отменила это постановление дознавателя как незаконное. Дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки? Сычёв и Никишин настроены не слишком оптимистично.

Но сначала о том, что сейчас представляют собой надземные переходы на улице Комарова и Карбышева. Под переходами проходит Танковый овраг — это часть оживлённой городской магистрали, связывающей центр Казани со спальными районами.

По оврагу ходят троллейбусы и автобусы. Сверху, с одной стороны оврага, расположен большой больничный комплекс — МКДЦ и жилые дома, примыкающие к улицам Братьев Касимовых и Мавлютова, с другой — густонаселённый микрорайон "Танкодром". О реконструкции переходов власти объявили в 2011 году, когда в Казани шла подготовка к Универсиаде 2013 года. Требования международных соревнований предусматривали в городе создание в том числе "доступной среды" — оборудования тротуаров тактильной плиткой, переходов и станций метро — подъёмниками и т.д. И подъёмники у обоих переходов над Танковым оврагом появились — вот только они не проработали ни дня, в один голос уверяют многочисленные старожилы. А спустя всего пару лет — в 2015 году — власти города и республики демонтировали лифты, попеняв, что их восстановление — слишком дорогое для бюджета удовольствие. В плохом состоянии лифтов, по официальной версии, были виноваты исключительно вандалы, выбивавшие стёкла кабин и расхищавшие дорогое оборудование.

На этом тема и была бы закрыта, если бы не Юрий Никишин, подавший на исполком Казани в суд в 2018-м.

"Я ЧТО ЛИ БУДУ ЭТО ТРЕБОВАТЬ?"

Юрий Никишин
Юрий Никишин

Мы с Юрием несколько раз выезжали на место. Последний раз — в феврале 2022 года. Стоя на переходе, я наблюдаю ту же самую картину, что и много раз до этого. По длинной-длинной лестнице с троллейбусной остановки наверх взбирается пожилая женщина. Она периодически останавливается, опираясь на палку — и, переведя дыхание, продолжает подъём.

— И часто вы так ходите по этому переходу? — интересуюсь я у женщины, когда она наконец оказывается наверху.

— Ой, часто…

— И как вам?

— Кое-как. Видите? Сто раз отдыхаешь. Еле-еле идём.

— Вы здесь живёте?

— Да.

— Помните, здесь были подъёмники. Они вообще работали?

— Нет, ни разу.

— А почему, как вы думаете?

— Я не знаю, почему… И так мы все ходим спокойненько.

— И вы считаете это нормальным?

— Нет, это ненормально, конечно.

— Так, может, от властей надо требовать, чтобы они вернули это на место?

— Я что ли буду это требовать? Они сами должны об этом знать. Они же знают прекрасно, что мы так ходим, мучаемся…

Женщина, вздыхая и ворча, уходит дальше, а мы с Юрием направляемся к пандусу, спускающемуся к переходу со стороны улицы Братьев Касимовых. По сути, он уже давно превращен в одно сплошное отхожее место.

"ОНИ ГОВОРЯТ, ДЕНЕГ НЕТ"

— Состояние пандуса сам видишь: лёд, росписи… Получается, что это в принципе — отхожее место, мини туалет. Потому что наблюдения нет, контроля нет, — объясняет Никишин. — Переходы существуют с 1982 года.

В 2012 году их решили реконструировать для того, чтобы обеспечить доступность для маломобильных групп населения… Правительство РТ приняло решение о реконструкции. Но, к сожалению, сейчас у нас 2022 год — надземные переходы здесь до сих пор не эксплуатируются.

— А они вообще здесь когда-то эксплуатировались?

— Была реконструкция, но она не была завершена по причине того, что были совершены "вандальные действия"… Это — официальная версия. Но я в это не верю. По одной простой причине — уголовных дел по данному факту не было никаких. Да и вообще, если даже так, нужно было просто обеспечить охрану... Я судился с исполкомом, шесть судов мы прошли с моим юристом Сергеем Сычевым, победили… Решение вступило в силу 17 февраля 2020 года — но до сих пор не исполняется.

— Чем объясняют?

— Тем, что денег нет. А чтобы имитировать хоть какую-то работу, пишут письма с просьбой выделить средства президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Но даже если президент РТ примет решение о выделении денежных средств на восстановление данных переходов, нет никаких гарантий, что чиновники не поступят так же, как уже поступили в 2014-2015 годах. По этой причине я и требую возбуждения уголовного дела. Отсутствие персональной ответственности порождает беспредел. С этим беспределом я и столкнулся. Никто не ответил за то, что деньги были потрачены впустую, никто! Никаких административных и уголовных дел не было возбуждено. Деньги просто-напросто, как сами чиновники говорят, были освоены. Вот мы результат этого освоения сейчас с вами и видим. Данные надземные переходы не приспособлены для маломобильных групп населения и особенных людей.

Подъёмники — точнее то, что осталось от них — были демонтированы и переданы на баланс Горводзеленхоза. А люди должны страдать. Никто не может пользоваться тем, на что были потрачены бюджетные средства. И немалые притом. Чиновники до сих пор не ответили. Никак. И я думаю, что не ответят. Здесь, получается, никто не заинтересован, кроме меня.

— Я сейчас разговаривал с пенсионеркой, спрашивал, жаловалась ли она куда. А она спросила в ответ: "Я что ли должна жаловаться?"

— Общество инертно. Активных людей никто у нас не любит. Поэтому такой вот результат.

— Расскажите, пожалуйста, как вас наказали за вашу активность.

— Я официально заплатил за услуги юриста Сергея Сычева 100 тысяч рублей. И только по решению Верховного суда РТ — я обращался сначала в райсуд, райсуд мне вообще отказал в компенсации денежных средств, которые я потратил на судебные тяжбы с исполкомом — мне вернули всего лишь 30 тысяч рублей. Эти деньги я мог бы потратить на лечение своего ребёнка-инвалида, но получилось так, что эти деньги потратил я впустую…

— Но вы эти тридцать тысяч хотя бы уже взыскали физически?

— Да-да. Они мне их вернули.

— А какие-то пени в связи с задержкой?

— Нет, ничего…

— То есть всех устраивает ситуация, в которой вы выиграли дело де-юре, но при этом де-факто остались главным проигравшим?

— Да. Я считаю себя главным пострадавшим. Здесь просто-напросто беспредел. Абсолютный беспредел. Получается, есть законы, суды выносят по ним решения — а исполнительная власть эти решения не исполняет. Вот и всё. И получается замкнутый круг. Они говорят, денег нет. Желания просто нет! А почему мой ребёнок, почему другие люди должны страдать из-за того, что кто-то из чиновников не выполнил свои прямые профессиональные обязанности? Наши деньги были потрачены на эту вот непонятную конструкцию, которая… ну, просто вот стоит и всё!

"ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО"

Чиновники периодически делают вид, что они пытаются решить проблему. Выглядит это не слишком убедительно.

— Исполнить решение суда не то чтобы мы не хотим. Это просто экономически нецелесообразно, — заявил в интервью телеканалу "ТНВ" Альберт Ибрагимов, заместитель председателя комитета внешнего благоустройства исполкома Казани. — Хотим полностью разработать проект и модернизировать два перехода, сделав их современными… А сейчас пристраивать лифты, тратить определенную немаленькую сумму денег — это нас не поймут люди…

На сайте издания "Реальное время" в конце зимы появилась публикация, в которой говорится об объявлении исполкомом Казани тендера на разработку проектно-сметной документации капремонта подъёмников в надземных пешеходных переходах Казани. В тендере фигурирует десяток адресов, но переходов на Комарова и Карбышева среди них нет.

— Снова это "хотим" казанских чиновников исключительно на словах, ни одним документом намерение не подтверждается! — возмущается Юрий Никишин. — Такое ощущение, что мне уже мстят за мою активность!

Юрист Сергей Сычев рассказывает, что зацепился за публикацию в "Реальном времени" и привёл её как доказательство злостного неисполнения решения суда. Ведь в ней казанские чиновники прямым текстом заявляют, что на восстановление подъёмников в переходах на Карбышева и Комарова у них никаких реальных планов нет. Приставы вынесли стандартный отказ, а вот прокуратура Казани неожиданно встала на сторону Сычёва и Никишина.

— Я жалобу написал на это постановление об отказе в возбуждении уголовного дела — и прокурорские отменили. Потому что реально там — недопроверка. Но отменять они так могут хоть десять лет, — считает Сергей Сычёв. — У меня в практике есть дело, где человеку на протяжении 12 лет выносили постановления об отказе — и потом отменяли. И так — много-много раз. Даже если суд подтвердит, что приставы не правы, максимум, что он может сказать, что постановление незаконное, потому что проверка проведена неполно. Но он не сможет сказать, что там есть состав преступления. Так что это долгоиграющая история.

— Это будет опять "футбол", — соглашается с Сычёвым Никишин. — Они будут делать вид, что исполняют решение прокуратуры, а прокуратура — их постановления отменять. Для прокуратуры этот вопрос не принципиальный, то, что она постановление отменила, еще не значит, что уголовное дело когда-нибудь возбудят. Просто это возможность показать свою работу.

Тем временем в регионах уже прогнозируют убытки, которые будут нести местные и региональные бюджеты в связи с начатой Россией войной в Украине. "Idel.Реалии" уже рассказывали о "режиме жесткой экономии", введённом в Татарстане с 10 марта. Он предписывает чиновникам ограничиваться лишь "первоочередными расходами", а также приостановить проведение конкурсов и заключение контрактов на государственные нужды. Так что, судя по всему, переходы, за оборудование которых подъёмниками борется Юрий Никишин, уже автоматически попали в "стоп-лист". Ведь их и до "спецоперации" восстанавливать никто не торопился.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG