Председатель совета старейшин Марий Эл, священнослужитель марийской традиционной религии Виталий Танаков рассказал "Idel.Реалии" об обряде обещания провести моления — вучыктымаш-сӧрымаш. Он состоялся в середине марта. Этот обряд практикуется в марийской традиционной религии и связан с очень серьезными событиями, касающимися как конкретных людей, так и всего народа. Последний раз такие неотложные моления проводились в годы Великой Отечественной войны.
В расположенной в Йошкар-Оле Дубовой роще 13 марта состоялся обряд обещания провести моления — вучыктымаш-сӧрымаш. Последователи марийской традиционной религии молились о завершении кровопролития на земле, мире, взаимоуважении между народами и людьми. Обряд в столице Марий Эл организовала Йошкар-Олинская община марийской традиционной религии во главе с картом Виталием Танаковым. Еще один представитель марийской традиционной религии подтвердил, что организовал такой же ритуал.
Танаков рассказал "Idel.Реалии" об истории этого обряда и о том, почему его провели именно сейчас.
— 13 марта в Дубовой роще Йошкар-Олы прошел обряд обещания провести моления, он посвящен скорейшему завершению кровопролития в Украине. Вы проводили такие обряды раньше?
— Моя мать в 85 лет умирала в больнице, фактически смерть наступала. Я взял машину, поехал за ней, привез ее домой. И вот мы с теткой на следующий день провели вучыктымаш. Это делается в экстренных случаях, когда очень необходимо. Для родственников — или в масштабах народа, селения. Когда действительно начинается уже бедствие какое-то. Моление обычно осенью проводят, и есть такой обряд вучыктымаш. То есть ты сейчас проводишь моление, которое только осенью состоится, когда положено. Это означает, что ты то моление в защиту родственника или народа уже провел…
Тогда — несколько лет назад — мы просили бога, чтобы мать выжила и стала здоровой. Она после этого прожила еще пятнадцать лет: выздоровела, стала прекрасно себя чувствовать. И вот сейчас мы провели такой обряд 13 марта. Он редко делается, нельзя такие вещи использовать часто. Можно проводить, когда уже экстраординарный случай. Сейчас действительно идет кровопролитие. И надо его останавливать, чтобы люди не умирали. Не нужны нам человеческие жертвоприношения.
— На фотографиях с молений видны обычные жертвоприношения: квас, хлеб перед священным деревом. Один из участников молений ударяет в топор. Никакого внешнего отличия от весенних или осенних молений нет. Это так?
— Мы произносили те же самые молитвы, что произносятся всегда. Может быть, только в краткой форме. Без жертв — гуся, например. Их мы обещали принести осенью.
— Каким образом было принято решение о проведении этого обряда?
— Мы обсуждали со многими жрецами. Не только в Йошкар-Оле, во многих местах в республике прошло такое моление. Только там это тихо делалось — не нужно широкой огласки. И времена сейчас такие, что они не хотят огласки. Да и мы же не для корреспондентов, не для политиков это проводили. Это обращение к богу.
Это было обещание — вучыктымаш. В Йошкар-Оле люди, поскольку они встревожены всеми последними событиями, ждали, обращались ко мне. И сейчас продолжают с такими просьбами обращаться, потому что экстраординарный случай: люди беспокоятся за своих детей, сыновей.
— А дату не выбирали специально? Было важно в выходной день прийти в молельную рощу?
— Мы бы провели обряд раньше, но луна была нисходящая. Важно провести его в момент, когда луна становится восходящей. Мы учитывали лунную фазу. Конечно, желательно было бы провести в пятницу, но это рабочий день — неудобно для людей. Молились Курык Кугыза (одно из имен легендарного марийского князя Чумбылата. Согласно преданию, он завещал своему народу в случае большой беды прийти к его могиле и попросить помощи — "Idel.Реалии") — этот бог считается в марийской космологии ответственным за охрану, защиту людей от смертей, всяких невзгод. Он аналог Христа, имел облик человека, марийцы вознесли его как пророка. Почитают его как святого. У него есть могила — наверное, единственная в мире, где людям известно место погребения святого. В 1830 году по приказу патриарха Филарета это место было взорвано. До сих пор его видно.
— В информации об обряде обещания провести моления упоминается, что последний раз карты проводили такие ритуалы во время Великой Отечественной войны. Я хочу уточнить: есть ли какие-то специальные молитвы, сохранившиеся в каком-либо виде с тех времен, которые могли быть произнесены сейчас?
— Таких канонических текстов в марийской религии нет. Каждый карт говорит от своей души. Есть определенные стандарты, их нужно придерживаться. Но во время молитвы твоя душа раскрывается, ты начинаешь говорить то, что думаешь, что считаешь важным сказать. Мне мать рассказывала: до войны же 1941 года запрещали моления, а во время и сразу после войны молений уже было много, везде их проводили. Приехал после победы в Новый Торъял русский. Он воевал вместе с марийцами. Там ему рассказали про марийскую традиционную религию. И ему провели обряд, он принял серымаш — обещание, что будет молиться. Всю жизнь участвовал в молениях — даже тогда, когда их снова запретили вскоре после окончания войны.
— Обряд 13 марта был посвящен завершению кровопролития. Для вас происходящее в Украине — это "спецоперация" или война?
— Мы опускаем политические аспекты — то, что разделяет людей. Думаю, что любая сторона не хочет кровопролития. Все вопросы нужно решать миром — проводить круглые столы, дискуссии, референдумы, что угодно. Ни в коем случае нельзя убивать. Думаю, что эта позиция объединительная, ее разделяют любые народы, сословия — все согласятся с ней. Это позиция религиозных деятелей любой конфессии — по крайней мере, должна такой быть.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.