78 лет назад началась операция "Улусы" — так в НКВД назвали массовую депортацию калмыков, организованную по приказу Иосифа Сталина. Это решение советские власти обосновали тем, что в период немецкой оккупации Калмыкии среди местного населения якобы было много диверсантов и коллаборационистов.
27 декабря 1943 года Президиум Верховного Совета СССР выпустил указ о ликвидации Калмыцкой АССР. Ее территория была разделена между Ставропольским краем, Сталинградской областью и созданной в тот же день Астраханской областью (с 1928 года и до этого момента бывший губернский центр Астрахань подчинялся Сталинграду).
На следующий день началась депортация. За двое суток около трех тысяч офицеров НКВД провели операцию по принудительному вывозу калмыцкого населения в отдаленные районы Алтайского и Красноярского краев, Омской, Новосибирской и Тюменской областей. На первом этапе операции "Улусы" было сформировано 46 эшелонов, которые вывезли из Калмыкии более 93 тысяч человек.
Депортация проходила в холодное зимнее время, а вагоны, в которых везли репрессированных, зачастую не отапливались. Многие погибли еще в дороге. После окончания операции в местах выселения вспыхивали эпидемии, вызванные плохими условиями проживания и также унесшие немало жизней.
Репрессии против калмыков по национальному признаку не ограничились переселением: уже на новых местах жительства многих арестовывали за ведение антисоветской пропаганды.
Калмыки были официально реабилитированы в 1956 году и смогли вернуться на родину. В 1957 была воссоздана Калмыцкая автономная область, еще год спустя ей вернули статус АССР.
Тринадцатилетний период депортации закончился, но последствия этой трагедии заметны по сей день. Как отмечает лингвистка Влада Баранова, многие калмыки, проживающие в городах и крупных поселках, сегодня почти не владеют родным языком. Результаты социолингвистических исследований показывают, что массовый переход калмыков на русский во многом связан с периодом депортации — силой увезенные с родной земли в культурно и лингвистически чуждые поселки Сибири, многие калмыки военного поколения не смогли передать своим детям знание родного языка.
По словам калмыцкого активиста и юриста Давура Дорджиева, депортация сказалась не только на сохранности языка и культуры калмыков, но и на демографии — в местах выселения рождаемость была крайне низкой и до сих пор не восстановилась. Дорджиев отмечает, что в 1991 году Россия приняла закон о реабилитации репрессированных народов, в котором депортация приравнивается к геноциду, но не считает, что это восстановило историческую справедливость в полной мере.
"Значительная часть исторических калмыцких территорий не была возвращена Калмыкии при ее воссоздании после реабилитации. Многие старинные кочевья и основанные калмыками села до сих пор находятся в составе других регионов. Полагаю, надо быть последовательными: передать Долбанский и Приволжский улусы в состав Республики Калмыкия и закрыть этот вопрос, искусственно созданный большевиками", считает Дорджиев.
Ранее "Idel.Реалии" рассказывали об истории территориального конфликта между Калмыкией и Астраханской областью и разных точках зрения на этот вопрос.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.