Как противники прививок присвоили правозащитную риторику и приёмы "белоленточников", и при чём тут граф де Токвиль — размышляет колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич.
25 ноября противники QR-кодов и антиковидных прививок ещё исполняли у ворот Казанского кремля "Идёт война народная, священная война!", а власть Татарстана уже отступила от занятого неделей раньше рубежа противоэпидемической обороны. Новое постановление Кабмина РТ, опубликованное в этот же самый день, фактически стало разрешением на пользование общественным транспортом не только для прошедших полную прививку от ковида обладателей QR-кода (что хотя бы имело формальную противоэпидемическую логику, хотя и не вполне: всё-таки прививочный иммунитет ожидается только через пару недель после получения кода), но и для привитых всего лишь первым компонентом двухкомпонентной вакцины, который иммунитета не даёт по определению.
Противники антиковидной вакцинации и QR-кодов образуют ту общность населения, которую власть реально испугалась
Так стали очевидными два примечательных обстоятельства.
Во-первых, что наша власть предпочитает идти по привычному ей пути симуляции бурной деятельности и энергичных отчётов "наверх" даже в том случае, когда эпидемия уносит по полторы тысячи жителей республики ежемесячно.
А во-вторых, что противники антиковидной вакцинации и QR-кодов образуют ту общность населения, которую власть реально испугалась, а потому готова, пожалуй, и прислушаться к ней.
В самом деле: эта общность уже проявила способность к самоорганизации, а её впечатляющая активность соперничает с активностью вирусной рекламы. Она генерирует массовую рассылку протестов против антиэпидемических ограничений и кодов как "противоречащих Конституции РФ и нарушающих моё право человека и гражданина Российской Федерации" губернаторам, депутатам и любым чиновникам. Распространяет шаблоны судебных исков об отмене антиковидных мер региональных властей и снабжает "юристом-куратором". Рекламирует опыт своих активистов по личному обращению в органы власти с требованием к обсуждению этих мер допустить самих граждан. Создает онлайн-петиции, которые молниеносно собирают сотни тысяч подписей…
И вот уже спикер Госдумы Вячеслав Володин отвечает: не ожидал, мол, что вас столько, все ваши мудрые предложения изучим и учтём всенепременнейше… Реакция экстраординарная!
Хотя сказать, что с подобной — не просто не санкционированной, но и прямо протестной — активностью современная власть в России ещё не сталкивались, было бы неверным. Ведь как раз с такого типа попытками давления граждан она имела дело в 2011-2012 годах, во время куда более массовых видимых протестов против фальсификации выборов Госдумы и президента России, символом которых стала знаменитая белая ленточка на одежде и автомобилях. Собственно, и весь этот набор средств давления общества на власть заимствован "антиваксерами" из арсенала "белоленточников".
И рассказывают даже, будто сейчас в Казани водители, принципиально подвозящие непривитых горожан, тоже помечают свои машины специальными ленточками! Только, само собой, не белыми (эта "либеральная" масть нынешним протестующим категорически не подходит по ряду причин, о чём ниже), а красными. Не очевидно, правда, в чём смысл этого "антиковидного такси", ведь требование наличия QR-кода в принципе не распространяется на пассажира любого такси. Разве только если бы на нём возили исключительно бесплатно — но нет, в пабликах, где водители и пассажиры находят друг друга, упоминание о цене встречается регулярно… Но — хоть и не очевидный — смысл есть: объединение протестующих, создание солидарности протеста.
Нельзя не отметить, что умножению и активизации рядов этого протеста способствуют альтернативно одарённые представители самой госвласти. Типа единоросса-депутата Рязанской облдумы, призвавшего расстреливать покупателей поддельных сертификатов… Типа чиновников от здравоохранения, придумавших для "лидеров мнений" антипрививочников "приглашение на экскурсию в "красную зону" и тем самым проявивших себя персонажами, путающими тяжелобольных пациентов с обитателями клеток зоопарка…
Умножению и активизации рядов этого протеста способствуют альтернативно одарённые представители самой госвласти
Пока наука вроде ещё не выступила с описанием социологических черт новой общности борцов против QR и вакцинации от ковида (и учёным тут стоит посочувствовать, ибо описывать как целое им предстоит граждан с убеждениями в диапазоне от "этой власти доверять нельзя, поскольку её враньё многократно доказано" — и до "земля плоская, ковида нет, в вакцине чип").
Однако некоторые черты видимой части этого сообщества зафиксировать возможно.
Например, судя по постам и комментариям в антипрививочных пабликах, большинство их аудитории составляют женщины; из них многие говорят о себе как о многодетных домохозяйках. Кроме генеральной линии "Нет прививке и QR", их объединяет множество побочных: они часто высказываются за обучение вне школы и против закона о домашнем насилии и ювенальной юстиции (ведь выдрать ребёнка, если он упорно садится за стол с немытыми руками — это ему же во благо! А не пускать нас, непривитых, в места распространения эпидемии — это нарушение конституционных прав и свобод, не перепутайте.)…
А петиция против "QR-гетто", набравшая уже за первые пару дней чуть не 250 тысяч подписей, размещена на той специфической "православной" платформе CitizenGo, где борются также против сексуального просвещения, за запрет легальных абортов, суррогатного материнства и наборов Lego, включающих фигурки "нетрадиционной ориентации". Моменты же, когда антикуаровская петиция перестаёт набирать подписи, объясняют происками мерзавцев ЛГБТ.
Из этих черт и чёрточек портрет загадочной общности проступает яснее: эти новейшие диссиденты, мягко говоря, далеко не то чтобы на самом деле про права человека, как их принято понимать в современной цивилизации.
Но что при этом тем более впечатляет: даже этот специфический общественный слой приверженцев священных скреп более чем полувековой давности усвоил-таки, оказывается, риторику "права-свободы"! И не только риторику, но даже и столь нескрепный способ выражения своего мнения — протестный митинг…
Эти новейшие диссиденты, мягко говоря, далеко не то чтобы на самом деле про права человека
Диковинны и непрямолинейны пути прогресса, в общем.
Тут позволю себе совсем короткое отступление в историю. Больше чем полтора века назад французский политик Алексис де Токвиль пришёл к выводу, что главным толчком к Великой французской революции стали вовсе не экономические тяготы населения — в Германии, как и в России, положение низших классов было куда тяжелей, — а проникновение в массу идей и риторики философов-гуманистов века XVIII.
Идеи и риторика — права, свободы, вот это вот всё — были прекрасны, но, упав на почву, выражаясь мягко, ограниченно просвещённую, взошли гильотинами и погромами.
Ничего не напоминает? Тогда усилю условную аналогию: вот только на днях в Казани гражданин, проникнутый идеей, что его права и свободы превыше любых усилий остановить эпидемию, ударил потребовавшего от него показать QR-код 65-летнего охранника торгового центра ножом.
То есть можно догадаться, что склонность тыкать ножом в соотечественников имелась у данного гражданина уже априори. Однако на этот раз у него было внутреннее оправдание: это же ради защиты прав и свобод! И, судя по комментариям к этой новости в СМИ, некоторые сограждане нашли такое объяснение убедительным.
Ну, а что, может, это он и есть — глубинный народ, о котором с придыханием возвестил кремлёвский мыслитель Сурков, проповедуя "Долгое государство Путина"?..
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.