Акбулакский районный суд в Оренбургской области вынес решение по двум статьям против Наурзбая Турсумбаева из села Веселый Первый. Его приговорили к двум с половиной годам ограничения свободы за умышленное причинение вреда здоровью (статья 112 УК РФ) и угрозы убийства (статья 119 УК РФ). Комитет против пыток и независимые СМИ называют обвинения против Турсумбаева сфабрикованными.
Дело 67-летнего пастуха Турсумбаева, переехавшего в Оренбуржье из Казахстана, началось зимой 2021 года. За несколько лет до этого он приютил у себя дома односельчанина Анатолия Чевиткина. После смерти матери Чевиткин лежал в психиатрической больнице, а затем бродяжничал, и Турсумбаев решил ему помочь.
Живя у Турсумбаева, Чевиткин продолжал общаться со старыми друзьями — алкоголиками. В ночь с 14 на 15 января он ушел к знакомым в соседнее село за водкой, а утром его нашли в подъезде — без сознания и с тяжелыми травмами. Хозяина квартиры вызвали в отделение полиции и предложили признаться в избиении пострадавшего. Якобы от этого "так всем хорошо будет", и это необходимо, чтобы "дело закрыть", — передают слова участкового правозащитники из Комитета против пыток.
— Обдурили меня. В полиции начальник хлебом клялся, креслом своим, тоже казах, мол, как я. Ты, говорит, напиши, что тебе скажет Губский, езжай домой — и никому ты не нужен. Это, говорит, чтобы дело закрыть. Мне говорят: "Пиши, что хотел убить". Я говорю: "Давайте это пропустим". Нет, без этого нельзя. Ну я и писал как баран. Я думал так: на меня закрывают дело, а будут искать, кто бил его. А через несколько дней приехали ко мне, говорят: "Ты его хотел убить". Так зачем вы мне диктовали, зачем врали мне, — так объяснял обман правоохранителей сам Турсумбаев в разговоре с журналистами.
10 февраля сотрудники полиции пришли к Турсумбаеву с повесткой и потребовали, чтобы он проехал с ними в отделение. Он отказался, и полицейские его раздели, избили и пытали электрошокером — сам Турсумбаев ранее не видел таких устройств и говорил, что по нему "бжикали фонариком, который оставлял ожоги". Они применили шокер и к племяннику Турсумабева Ербулату, который был в той же квартире и попытался защитить своего дядю.
После этого Турсумбаева силой отвели к дознавателю, но во время допроса он не мог ровно сидеть и терял сознание. Мужчину отвезли в больницу, где врач диагностировал у него переломы двух ребер, следы ударов электрическим током и ссадины.
В то же время к медикам обратились и пытавшие его полицейские — по их версии, он оказал им сопротивлении при задержании и ударил их металлическим совком. У сотрудников полиции диагностировали ушибы. По мнению юристки Комитета против пыток Альбины Мударисовой, хирург написал такое заключение, поскольку не нашел реальных телесных повреждений, но не смог отказать им в освидетельствовании.
Первоначально Турсумбаева обвинили в избиении Чевиткина и угрозах его убить. После жалобы полицейских и заключения хирурга в обвинении появилась новая статья — 318 УК РФ, "Применение насилия в отношении представителя власти". Сам подозреваемый тоже написал заявление о том, что был избит, но его не приняли.
28 октября прокуратура запросила для Турсумбаева реальный срок — год в колонии-поселении. 1 ноября суд в районном центре Акбулаке объявил приговор по двум первым статьям — два с половиной года ограничения свободы.
— Например, он не сможет покидать место жительства в определенные часы, посещать ряд заведений. Также он обязан отмечаться в специальном ведомстве, осуществляющем надзор. Кто-то может воспринять такое наказание как безобидную меру, фактически "оправдательный приговор". Но это не так. В отношении Наурзбая возбуждено еще одно уголовное дело, — объясняют в Комитете против пыток.
Рассмотрение дела по статье о нападении на полицейских назначено на 11 ноября, и представляющие правозащитники опасаются более строго приговора. "Idel.Реалии" будут следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.