Жители посёлка Дербышки, обеспокоенные переездом к ним туберкулёзных больных из Каменки, уже почти два месяца ждут продолжения диалога с чиновниками от медицины. Предыдущая встреча с руководством Минздрава РТ и тубдиспансера состоялась в начале сентября — после того, как активисты провели массовый пикет в посёлке, к тому же на носу были выборы. Видимо, это стечение обстоятельств и сподвигло депутата-единоросcа из Казгордумы Ильгиза Фахриева организовать встречу активистов из Дербышек, с одной стороны, и представителей минздрава РТ и тубдиспансера, с другой.
Как уже рассказывали "Idel.Реалии", жители Дербышек выступают против укрупнения республиканского клинического противотуберкулёзного диспансера (РКПД) в их посёлке за счёт ликвидации больницы в Каменке, опасаясь, что наплыв пациентов с подобным диагнозом в многолюдный микрорайон Казани приведёт к росту заболеваемости. Никакой особой ясности активистам сентябрьская встреча не принесла. Замминистра здравоохранения РТ Владимир Жаворонков заявил тогда, что решение закрывать или нет Каменку, деятельность которой приостановлена очередным актом Роспотребнадзора до середины ноября, не принято до сих пор.
Впрочем, прогулявшись вместе с местными активистами до тубдиспансера в Дербышках, корреспондент "Idel.Реалии" убедился, что нормативы могут быть понятием весьма растяжимым.
В 60 МЕТРАХ ОТ ТУБДИСПАНСЕРА
Например, всего в 60 метрах от ближайшего к шлагбауму здания РКПД находится корпус Казанского психоневрологического интерната. Лоджии этого корпуса выходят как раз на больницу — и во время нашей прогулки они были заполнены, судя по всему, пациентами интерната.
При этом на уже упомянутой встрече активисты и главврач РКПД обсуждали нормативную удалённость тубдиспансеров от жилых зданий. Стороны неоднократно упоминали в качестве таковой 300 метров, и эта цифра не вызывала разногласий — однако корреспондент "Idel.Реалии" решил перепроверить её с помощью нормативной базы.
Но разобраться в вопросе самостоятельно оказалось не так уж и просто. Оказалось, с 1 сентября 2021 года вступил в силу новый СанПиН 3.3686-21 — "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней". Этот документ, насчитывающий 1092 страницы, отменил, помимо прочего, свыше 400 нормативных актов.
Так, 100 или 300 метров? "Idel.Реалии" попытались прояснить ситуацию, отправив 25 октября запрос в Минздрав РТ и РКПД. Подробнее об этом запросе я расскажу ниже, а пока вернёмся к нашей прогулке по Дербышкам. Расстояние от явно жилого корпуса психоневрологического интерната до ближайшего из корпусов тубдиспансера явно меньше 100 метров. Позже я специально перепроверил это по Google Maps — и они, как я уже упомянул, показали расстояние в 60 метров.
Это не единственная странность с расстояниями вокруг тубдиспансера. На развилке, где заканчивается забор тубдиспансера, я обнаружил аншлаг, указывающий направление до детского лагеря "Дуслык". Аншлаг, явно покрытый свежей краской, гласит, что от него до лагеря ещё ровно километр. Всё бы ничего, но сквозь свежую краску водяным знаком проступает прежняя надпись — и явно видно, что тогда расстояние до лагеря оценивалось всего в 500 метров.
Отчасти из-за этого так не рады соседству сами дербышкинцы.
"ОНИ ЗАРАЖАЮТ ЛЮДЕЙ!"
— Я как никто знаю, что такое палочка Коха, — делится со мной Ляля Гумерова, активно протестующая против размещения тубдиспансера в Дербышках. — У меня бывший муж служил в колонии, у них там была небольшая вспышка… И вроде это всё так прошло, а через десять лет — проснулось. И самое интересное, что мы ходили на обследования все, нам назначенные, на лечения — я там встретила офицеров, которые там были. Значит, не он единственный… Представляете, через десять лет это проснулось! И не у одного. Это насколько живучая палочка! В организме сидела. Стоило человеку какое-то вот… Ну мой, допустим... Опустился, скажем так. А остальные — я не могу сказать, в связи с чем.
— Произошёл какой-то сбой?
— Видимо, да. Ну, и возраст… Я беспокоюсь, что они гуляют по посёлку. Я несколько раз писала, и в Минздрав писала… Люди ходят по посёлку — они заразные, они заражают людей! Они ходят по магазинам, плюнули где-то, мы подышали этим — у нас тоже где-то сидит…
— К нам в Дербышки существенно вырос поток первичных больных. И на первой стадии — два-три месяца — они ещё заразны. Все эти люди приезжают на нашу автостанцию — и вместе с нашими жителями в одном автобусе, — рассказывает активист Андрей Осипов и начинает описывать схему, по которой, как считает он, заражение может происходить в автобусе. — Плюнул — взял [поручень], утёрся — взял: эта бацилла, палочка Коха попала в организм. Она может проявиться через год, через два, через три — и таких свидетельств много. Потом пришли сюда больные, которые в стационаре, покушать, еще чего-то… Люди, которые занимаются этим давно, говорят: Все они первые три месяца — больные и разносят палочку. То, что диспансер из Каменки планируют перевести сюда, закрывает нам возможность возврата жителям больницы.
Это ещё одна серьёзная претензия жителей Дербышек к тубдиспансеру. Когда-то в корпусах, которые сейчас занимает, располагалась многофункциональная больница. У посёлка, где проживают десятки тысяч казанцев, был даже собственный роддом. Потом медучреждение оптимизировали, а вместо него открыли тубдиспансер.
Жителям в Дербышках между тем негде даже сделать флюорографию, сетует другой активист, Денис Кропотов.
— Мы очень серьёзные меры принимаем к профилактике коронавируса, переживаем за распространение болезни — но на этом фоне немного забывается о других болезнях, — рассуждает активистка Екатерина Менден, собиравшая подписи против переноса тубдиспансера из Каменки в Дербышки. — Туберкулез опаснее, чем коронавирус, принимать меры для локализации туберкулёза необходимо. Не нужно переносить открытую форму туда, где большое количество населения, транспортных путей, автобусы, электрички… Конечно, здесь есть сосновый лес — но здесь очень много населения, большой транспортный узел.
"ОСОБАЯ ТЕМА"
Кстати, о коронавирусе. Сотрудники медучреждения на правах анонимности ещё на прошлой неделе рассказали "Idel.Реалии", что несколько отделений в РКПД освободили под ковидный госпиталь. Через официальные каналы ситуацию прояснить не удалось до сих пор. Редакция отправила запросы в Минздрав РТ и РКПД 25 октября. Спустя пару дней я попытался выяснить судьбу наших писем.
Один вопрос касался непосредственно сообщений про ковидный госпиталь, другие два — нормативов, которыми тубдиспансер руководствуется в своей деятельности. В пресс-службе Минздрава просто никто не взял трубку. А вот в приёмной РКПД меня соединили с самим главврачом Алексеем Алексеевым.
— Я получил ваш запрос. В течение семи дней мы, как положено, вам ответим. Либо я, либо пресс-секретарь Минздрава.
— А сразу вы не готовы эти вещи прокомментировать?
— Я не собираюсь ничего комментировать, потому что это — особая тема и вопросы у вас поставлены не совсем… Мы на них ответим, не переживайте. Скорее всего, в понедельник. Либо завтра во второй половине дня (разговор состоялся 28 октября), либо в понедельник мы вам отправим ответ.
В том, что ответ придёт в срок, впрочем, есть основания сомневаться. Ещё в мае, готовя первую публикацию по этой теме, редакция отправила запрос в Минздрав РТ. Ответ на этот запрос "Idel.Реалии" так и не получили. Между тем события развиваются стремительно. На днях источники в РКПД сообщили, что под ковидный госпиталь якобы перепрофилирован уже весь тубдиспансер в Дербышках.
Насколько безопасно для пациентов с коронавирусом находиться в помещениях, освобожденных от больных туберкулёзом, предмет особого разговора. Специалисты утверждают, что люди, перенёсшие CОVID-19, могут стать лёгкой добычей палочки Коха.
"При изменениях в лёгких трудно бывает дифференцировать, что же это — остаточные явления коронавируса или туберкулёз. Туберкулёз любит такие неблагоприятные условия. Он очень хорошо расцветает, когда у людей понижается иммунитет. А любая инфекция его снижает", — объяснила мне ещё весной уволенная из Каменки врач-фтизиатр Людмила Нефёдова.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.