Ссылки для упрощенного доступа

Закат даже формальной федерации?


Башкирский общественник Руслан Габбасов рассуждает о сути и целях новой законодательной инициативы из Москвы, которая, по мнению башкортостанца, в случае принятия станет мощным ударом по федерализму, лишив субъекты еще больше полномочий.

Скандальный законопроект о публичной власти (законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", внесенный председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасем — прим. "Idel.Реалии") вызвал реакцию общественности республик и других субъектов. В случае Татарстана на инициативу негативно отреагировали даже местные депутаты, которые раньше чаще предпочитали соглашаться с неоднозначными предложениями сверху.

Законопроект, как отмечается властями, подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.

На мой же взгляд, положения документа наносят очередной удар по российскому федерализму, которого и так практически не осталось — я буду не первым человеком, который заметил, что Россия все больше напоминает унитарное государство. По предложенному документу, планируется в очередной раз урезать полномочия регионов и усилить полномочия федерального центра.

Так, как уже замечено, законопроект обнуляет не только сроки главы субъекта, но и его значимость как политической фигуры. Если ранее президент России, прежде чем прекратить полномочия главы субъекта, был обязан объяснить народу причину — например, выявление факторов коррупции, то, согласно новому проекту закона (см. ч. 1 ст. 28), он может снять главу просто по "утрате доверия".

Видимо, после того, как Путину "обнулили" сроки правления, решили "обнулить" и сроки главам регионов. Теперь главам можно будет избираться более двух сроков. Даже если какому-нибудь главе оставалось руководить меньше года, и жители надеялись на скорую его смену, то теперь придется оставить надежды и терпеть еще несколько сроков.

Согласно предлагаемым поправкам, федеральная власть может участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Не напоминает ли это внешнее управление покоренных и захваченных?

Теперь и прокурор сможет участвовать в законодательной инициативе субъекта страны, хотя у него совсем другие функции — надзора. Отдельная статья также позволяет устанавливать особенности полномочий органов государственной власти субъекта России на территориях административных центров (столиц) регионов, в федеральных территориях могут устанавливаться федеральным законом. Получается, что перспектива внешнего управления из Москвы, например, землями Башкортостана в Зауралье более, чем реальна.

Авторами законопроекта предлагается привести к единому знаменателю наименования должности высшего должностного лица, органов государственной власти субъектов, установить единственно возможные сроки полномочий региональных парламентов и высшего должностного лица.

Ни для кого не секрет, что этот пункт направлен специально на Татарстан, где до сих пор сохраняется институт президентства. Сей факт давно нервировал Москву, раздражал ее. Ведь несколько раз пытались ликвидировать эту оставшуюся вольность татар, но каждый раз отступали. Теперь, вероятно, настала очередная попытка.

Татарстан уже отреагировал достаточно смело — как упоминалось выше, Госсовет республики на своем заседании единогласно отверг данный законопроект. Широкие обсуждения идут и в Республике Саха-Якутия, ХМАО, ЯНАО, Архангельской области. Вроде бы и Башкортостан, который ранее всегда был в фарватере федеративных отношений, должен был отрицательно отреагировать на этот законопроект, но этого не случилось. Мало того, что этот законопроект башкирские депутаты дружно приняли, так они еще его даже не обсуждали. Просто взяли и по телефону проголосовали. Ну разве не позор?!

Ладно депутаты, которые никогда не были озабочены реальными нуждами республики и его многонационального народа, но когда читаешь суждения некоторых людей в интернете, то просто диву даешься.

Горячие головы из нашей республики пишут, что раз у Башкортостана нет президента, то и Татарстану не надо его иметь, пусть будет один на всю страну, мол, зачем татарам какие-то отдельные привилегии. Все это смахивает на мелкую пакость соседям — раз у нас нет, то и вам фигу!

Мне представляется, что такая позиция проигрышная. Ведь если у соседей что-то сохранилось с 1990-х, то это хорошо, потому что со временем легче будет вернуть утерянные республиканские полномочия у нас, опираясь на то, что они у кого-то все еще есть.

Однако, перспективы у нас довольно сумрачные. Как мне кажется, все идет к тому, что скоро придется отстаивать сам статус республик в Российской Федерации, и здесь уже становится понятно, что никакой надежды на башкирских доморощенных представителей как законодательной, так и исполнительной власти нет. История с Куштау показывает, что Кремль прислушивается к гласу народа только тогда, когда он массово и открыто требует соблюдения своих прав.

​Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG