Колумнист Харун Сидоров рассуждает о новой инициативе депутата Госдумы России о возможном возврате графы "национальность" в паспорта граждан этой страны.
25 июля 2021 года Ильдар Гильмутдинов, председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей, сообщил СМИ, что он и его коллеги обсуждают инициативу возвращения в паспорта графы "национальность", которая будет заполняться добровольно. Оговорившись, что пока речь идет об обсуждении данной идеи, он все же озвучил и некоторые доводы "за": "...если человек хочет обозначить таким образом свою принадлежность к тому или иному этносу, наверное, на примере вкладыша с ФИО на татарском можно, это некая связь в том числе с предками". Кроме того, по его мнению "ряд малочисленных коренных народов хотели бы иметь национальность в паспорте. У них есть определенные преференции, предусмотренные законодательством, для этого им надо предъявить документы, которые говорили бы об их национальности".
Однако сегодня уже не все понимают, что такое графа "национальность" во внутренних паспортах и иных документах. Ведь с этой реальностью знакомы лишь те, кто прожил или хотя бы застал сознательную жизнь (в возрасте от 16 лет) в СССР, где существовал этот, как его называли, "пятый пункт". Но миллионам совсем молодых и юных россиян сегодня даже непонятно, о чем идет речь, так как они с этой реальностью не сталкивались. Поэтому разговор об этой инициативе стоило бы начать с краткого экскурса в историю вопроса.
"Пятый пункт" в СССР
В Российской империи в паспортах не было графы "национальность", а была графа "вероисповедание". Кроме того, с 1897 года в переписях населения имелся пункт "родной язык".
В Российской империи в паспортах не было графы "национальность", а была графа "вероисповедание"
В таких регионах как Поволжье это создавало особую реальность. Например, советских людей учили тому, что "вождь мирового пролетариата" Владимир Ленин был русским. И это было так в том смысле, что в дореволюционной России официальное значение слова "русский" ("русский подданный") было таким же, как и "россиянин" сегодня, а в графе "вероисповедание" у "вождя", настоящая фамилия которого была "Ульянов", стояло "православный", как и у его отца Ильи Ульянова. "Великорусская" (как тогда называли русское в этническом смысле) фамилия, православное вероисповедание и русский как родной язык — этого было вполне достаточно, чтобы восприниматься русским в советские времена или "великороссом" в досоветские. При этом реальное этническое происхождение рода Ульяновых (по материнской линии в роду у Ленина были шведы, немцы и евреи) было неизвестно и с высокой вероятностью они были выходцами из обрусевших тюркских или финно-угорских народов — чувашей или мордвы (эрзян). Примерно такая же чересполосица в то время существовала у тюрко-мусульманских народов региона, свидетельством чему являются нынешние попытки выяснить истинное этническое содержание сословной или языковой принадлежности оспариваемых групп в те времена.
Нации в более позднем (этнизированном) смысле начали оформляться уже в советские времена, зачастую посредством размежевания групп, ранее образовывавших конфессионально-языковое единство. Когда в 1932 году для граждан СССР были введены паспорта нового образца, графа "национальность" в них заполнялась со слов получателей. Но уже 2 апреля 1938 года был принят Циркуляр НКВД №65, согласно которому "запись национальности должна быть произведена в соответствии с фактическим национальным происхождением родителей". Правда, в стране с этнической чересполосицей и множеством случаев сложных идентичностей "фактическое национальное происхождение" людей, впервые заполнявших графу "национальность", не всегда было очевидным. Поэтому, потребовались десятилетия, чтобы эта определенность устоялась посредством фактического наследования закрепленной в паспортах и других документах "национальности".
В позднесоветские годы порядок определения национальности при получении паспортов гражданами, достигшими возраста 16 лет, был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 67: "Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит".
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность
В период перестройки и гласности такая практика стала подвергаться активной критике — главным образом со стороны тех людей, у которых в соответствии с этими правилами не было возможности выбрать национальность по со своему самоощущению и культурной идентичности. Было немало и тех, кто выступал за изъятие графы "национальность" из официальных документов в принципе, считая, что она неизбежно ведет к дискриминации по национальному принципу.
Поэтому в принятой в 1993 году Конституции РФ появилась статья 26, пункт 1 которой гласит следующее: "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". А в 1996 году были введены (внутренние) паспорта граждан РФ нового образца, из которых в принципе исчез этот пункт. Тем не менее, графа "национальность" в документах Записи актов гражданского состояния осталась и после этого — она может добровольно указываться в отношении родителей новорожденного в выдаваемом ему свидетельстве о рождении, а также в отношении заключающих брак супругов в свидетельстве о браке.
"Во всем мире"
Критики записи "национальности" в официальных документах обычно указывают на то, что во всем мире понятие "национальность" используется как синоним гражданства, что и фиксируется в заграничных (международного образца) паспортах записью "Nationality". И потому закрепление за гражданами одной страны разных идентичностей они считают признаком апартеидно-сегрегационных систем. Тем не менее, в той или иной форме понятие "национальность" в том виде, в каком оно признавалось в СССР, сохраняется или признается в документах, устанавливающих личность, не только в ряде постсоветских стран, но и стран условно "цивилизованного мира".
На постсоветском пространстве графа "национальность" сохраняется во внутренних паспортах Узбекистана и Казахстана
На постсоветском пространстве графа "национальность" сохраняется во внутренних паспортах Узбекистана и Казахстана. И там, и там она по-прежнему заполняется в принятом в СССР порядке с той разницей, что в Казахстане ее можно не указывать. Пункт 1 статьи 19 Конституции Казахстана гарантирует каждому право "указывать или не указывать свою национальную принадлежность", при этом в соответствии со статьей 65 Кодекса о браке и семье, "национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка национальностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта". Поэтому неоднократно возникали такие ситуации, когда желающие записаться казахами не могли этого сделать из-за своего неказахского происхождения, что становилось поводом для критики этой практики.
На границе между постсоветским и западным мирами интересен случай Латвии. В 2016 году СМИ пестрили новостями о том, что гражданам этой страны нелатышского происхождения запретили в паспортах записываться латышами. На самом деле, это неверная подача новости, так как в латвийских паспортах не указывается национальность — попытка ряда парламентариев из националистических латышских фракций ее туда вернуть окончилась неудачей в 2012 году. Но все же дым был не без огня. Дело в том, что по латвийскому закону о гражданстве право на получение гражданства страны закреплено за не имеющими его "латышами и ливами". А вот таковыми в соответствующем законе называются только те, кто не просто считают себя таковыми, но и сами или их предки проживали на территории Латвии "в 1881 году или позднее до 17.06.1940 г.". В качестве документов, подтверждающих латышскую или ливскую национальность, принимаются документы о данных Всероссийской переписи населения за 1896-1897 годы, о данных переписи Латвийского населения за 1935 год, либо документы, в которых указывалась соответствующая национальность их предков, в частности, паспорт советского образца. И суть решения, принятого в 2016 году, заключалась в том, что лицо, не имеющее латышских предков, не могло претендовать на латвийское гражданство только на основании отнесения им себя к латышскому или ливскому народам, но должно получать его в общем порядке для натурализованных иностранцев.
Этническая национальность рассматривается как основание для получения гражданства живущими зарубежом соплеменниками-негражданами в таких странах как Израиль, Польша, Венгрия и Румыния. Как уже писалось ранее, в Израиле гражданство предоставляется зарубежному "ребенку и внуку еврея, супругу/супруге еврея и супругу/супруге детей и внука еврея", а в Польше такой претендент из-за рубежа должен доказать, что у него "хотя бы один из родителей или дедушка / бабушка либо прадедушка и прабабушка были польской национальности". Аналогичные нормы существуют в Венгрии, Румынии и Греции, долго существовали, но в последние годы постепенно ужесточаются в Германии (причем, как для этнических немцев, так и для евреев, которые могут считаться жертвами нацизма или их потомками).
Парадокс заключается в том, что ни в одной из этих стран национальность человека не указывается в паспорте, однако, для выдачи их паспортов тем, кто не имеет их гражданства по рождению, потребуются паспорта или иные документы, в которых закрепляется национальность их предков.
В России
В России предложения вернуть в паспорта "национальность" не вписываются в мейнстрим государственной национальной политики, что не раз демонстрировалось отзывами на них ряда должностных лиц. В частности, негативно эту идею оценил в 2015 году Владимир Зорин, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН — своего рода мозгового центра выработки государственной национальной политики. И практически незамедлительно на недавние заявления Ильдара Гильмутдинова отреагировал Игорь Баринов, глава Федерального агентства по делам национальностей, назвавший инициативу по возвращению этой графы в паспорта "излишней".
В целом это закономерно и предсказуемо. С предложениями о возврате графы "национальность" в паспорта в постсоветской России обычно выступают две категории общественных деятелей — либо представители титульных народов российских республик, либо сторонники сохранения русской этнической национальности, чьим голосом в официальной большой политике, как ни странно (на самом деле, нет) является "партия интернационалистов" КПРФ. Занявшая нишу русских националистов ЛДПР, напротив, с 90-х годов прошлого века выступала за упразднение графы "национальность" вместе с национально-территориальными образованиями внутри РФ. По сути, на таких же позициях стоит и Владимир Путин с его "правильным национализмом", предполагающим деэтнизацию российской государственности и политики и создание полиэтнической "российской нации" на основе русских языка и культуры.
Что касается самого этого предложения, то в нынешнем виде оно действительно выглядит неубедительным. Паспорт или ID — это такой документ, в котором в современном мире указывается только та информация, которая обладает практической значимостью для государственных органов и должностных лиц. Это не означает, что все иные сведения не имеют общественной или тем более личной значимости, но для их фиксации, как правило, существуют иные документы.
Опыт Латвии, Польши или Израиля показывает, что необязательно включать графу "национальность" в собственные паспорта, чтобы предоставлять свое гражданство тем, кто на него претендует на основании этнического происхождения. Поэтому, если Россия решит предоставлять свое гражданство зарубежным соотечественникам по такому же принципу, что при нынешней власти весьма маловероятно, в качестве документов, подтверждающих национальность предков претендентов вполне могут быть приняты их документы советского образца или дореволюционные согласно определенным алгоритмам. То же касается и других ситуаций, в которых национальность может иметь юридическое значение, вроде гипотетического избрания представителей народов в палату национальностей или предоставления прав представителям малочисленных коренных народов — для этих целей могут вестись соответствующие реестры со специальными документами, подтверждающими включение в них человека.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.