Жительница Тольятти Оксана Терентьева — мама особенного ребенка. Ее сын с детства страдает от тяжкого хронического заболевания и по законам Российской Федерации имеет право на получение жилья от государства вне очереди. В попытках реализовать это право Виталий Терентьев и его мама обращались в прокуратуру, суды, к депутатам и даже президенту. Однако представители ни одной из ветвей власти до сих пор не смогли помочь инвалиду.
ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК
Представители ни одной из ветвей власти до сих пор не смогли помочь инвалиду
Мама 20-летнего Виталия Оксана Терентьева рассказывает, что ее сын болеет с детства. В первый класс его отдали в частную школу — уже тогда было понятно, что ее сын — особенный. После первого класса мальчику поставили диагноз "умственная отсталость легкой степени". Со второго до девятого класса сын Оксаны Михайловны учился в школе-интернате №5 в Тольятти, но жил вместе с мамой на съемном жилье.
— В 16 лет сына направили на медкомиссию в военкомате. Из кабинета он уже вышел с диагнозом "шизофрения". Естественно, после такого серьезного диагноза я настояла на более серьезном обследовании. Нам дали направление в Самару, после обращения к главврачу и в прокуратуру в итоге Виталика сначала признали инвалидом детства, а после совершеннолетия — дали вторую группу инвалидности бессрочно, — рассказывает Оксана Терентьева.
Сейчас у семьи нет собственного жилья. Да и помочь, по сути, некому: отец Виталика умер, еще когда тот не родился, а после переезда с севера РФ в Тольятти не стала и отца Оксаны Михайловны. Маме и брату немного помогает старший сын. Других родственников у них нет.
В 16 лет сына направили на медкомиссию в военкомате. Из кабинета он уже вышел с диагнозом "шизофрения".
Рассказывая о болезни сына, Оксана Терентьева говорит, что для нее ее ребенок, как и для любой мамы, "самый лучший, любимый и дорогой".
— Врачи сказали, что в нашем случае он больше боязливый, помимо шизофрении у него еще аутическое расстройство. Он больше любит находиться один. Сторонится людей, тяжело ему долго находится в обществе. Как-то раз я его возила в Москву, в музей космонавтики и океанариум. Два дня я его поводила, вроде ему интересно, а на третий день уже температура под 40 из-за утомления. Он очень добрый и спокойный мальчик.
По окончании школы-интерната, в рамках профподготовки, Виталий Терентьев получил профессию — столяр-строитель. Однако на комиссии, когда брали на учебу, сразу сказали, что работать парень не сможет, из-за болезни ему не рекомендуют взаимодействовать с опасными инструментами.
"ЗАПОЛНЯЙТЕ НАШУ ФОРМУ"
Когда сына в 17 лет признали инвалидом, Оксана Михайловна решила обратиться за помощью к государству. Согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", граждане России, имеющие тяжкие хронические заболевания, имеют право на получение жилья по договору социального найма вне очереди. Тогда мама Виталика не предполагала, что ей придется столкнуться с бюрократией и равнодушием и в течение трех лет отстаивать это право в судах.
Два дня я его поводила, вроде ему интересно, а на третий день уже температура под 40 из-за утомления
— Никогда не думала, что душевнобольные будут учиться у бездушных, у душевномертвых, — говорит Терентьева. — Когда я узнала, что жилье ему полагается по заболеванию, ему было уже практически 18 лет. Я не знала ни положенных квадратных метров, абсолютно ничего. Мы обратились в соцслужбу Ставропольского района, по месту регистрации. Просто позвонила, сказала, что хотим подать документы о постановке на учет, что жилья нет никакого, и сами живем в съёмном.
В соцслужбе юрист поинтересовалась, какое жилье снимает Оксана Терентьева и где живет ее сын. У них в аренде была старая "трешка" вдалеке от центра Автограда. Тогда старший сын уже съехал.
— Ведущий юрист нам сказала: "Ой, если вы можете позволить себе снимать трехкомнатную квартиру, то снимайте и дальше платите". Ни слова не преувеличиваю! Говорила: "Знаете, как пенсионерам тяжело живется?" Но все-таки пригласила заполнить их форму заявления. А я как человек с юридическим образованием знаю, что никогда никаких форм, за исключением обязательных, в гражданском праве нет. Я спросила, зачем нужна их форма заявления, если мы можем в соответствии с 59-м законом написать в свободной форме. "Нет, у нас все по нашей форме", — сказали мне.
ПО СОБСТВЕННЫМ РЕГЛАМЕНТАМ
— Я ссылалась на федеральный закон, мы ведь имеем право на выбор: использовать готовую форму или написать в свободной. Это везде так. Если ты подписал, ты согласился со всеми ссылками в этом заявлении, поэтому если не уверен, то лучше писать по-своему, — объясняет Терентьева.
Ведущий юрист нам сказала: "Ой, если вы можете позволить себе снимать трехкомнатную квартиру, то снимайте и дальше платите"
В конце концов, мама Виталия собрала все нужные документы и спросила, нужно ли их нотариально заверять. Ей сказали, что не нужно. В декабре 2019 года все необходимые бумаги семья направила в районную администрацию. Через месяц Оксане Михайловне перезвонили и попросили приехать с подлинниками. Она спросила, нужно ли приезжать вместе с сыном (Виталий де-юре дееспособен и самостоятельно подписывает документы) и необходима ли доверенность на ее имя. Такая доверенность у нее была.
— Девушка из администрации сказала, что ни доверенности, ни присутствия сына не нужно. Я приехала с подлинниками, девушка-секретарь приняла у меня все документы, проставила печать на мой список документов. Доверенность не спросила. Я спокойно ушла, по наивности своей подумала, что в администрации нормальные люди, просто не хотят мучить инвалида поездками. На 30 января назначили комиссию по рассмотрению нашего заявления. После мне позвонили и сказали, что не ставят сына на учет — якобы потому, что у меня не было доверенности на подачу документов от имени Виталика. В итоге получилось, что они не отказали в постановке на учет, но и не поставили на нее. Только вынесли рекомендацию написать заявление по их форме и предоставить доверенность. Грубо говоря, оспаривать в суде было нечего, ведь никакое решение чиновники не вынесли, — поясняет Оксана Михайловна.
После этого Терентьева обратилась в прокуратуру. В жалобе речь шла о том, что районная администрация нарушила право, гарантированное статьей 33 Конституции РФ ("Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления"), а также — о том, что введение собственных регламентов и форм нарушает право на подачу заявления в свободной форме.
Параллельно семья обратилась в суд с иском о принуждении к рассмотрению заявления в свободной форме согласно федеральным законам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНЫ
Введение собственных регламентов и форм нарушает право на подачу заявления в свободной форме
Почему Оксана Михайловна не хотела, чтобы ее сын заполнял форму, предложенную районной администрацией? Как она сама поясняет, в Самарской области нет своего закона о социальной защите инвалидов и какой-либо региональной нормы, которая давала бы право на внеочередное получение жилья для граждан с тяжелыми хроническими заболеваниями. Такая норма есть только в федеральном законодательстве. А из регламента, о котором говорили местные чиновники, следует, что Виталия Терентьева должны были поставить на учет в качестве "нуждающегося в жилом помещении малоимущего".
— Никто в Самарской области не имеет право на внеочередное жилье, независимо от диагноза. Это согласно их заявлению, их форме. Ни инвалиды, никто. На основании закона Самарской области "О жилище", есть некая отдельная особая категория граждан, и туда запихнули вообще всех. Получается, если бы мой сын подписал заявление по их форме, он бы лишился права на внеочередное жилье. И, возможно, ему бы вообще отказали в постановке на учет, потому что его доход — пенсия — на тысячу больше, чем нужно, чтобы считаться "малоимущим".
ВСЕ ИНСТАНЦИИ
Никто в Самарской области не имеет право на внеочередное жилье, независимо от диагноза. Это согласно их заявлению, их форме. Ни инвалиды, никто.
Сейчас за плечами Терентьевых уже один пройденный судебный процесс, еще три — продолжаются. В первом суд всё-таки признал действия администрации незаконными и обязал чиновников рассмотреть их заявление и принять решение о постановке на учет либо отказе. По крайней мере, после этого уже можно обжаловать решение — в другом судебном процессе.
После судебного решения администрация вновь созвала комиссию и отказала в постановке Виталия Терентьева на учет в качестве нуждающегося в жилье. Это решение Оксана Михайловна и ее сын тоже собирались оспорить в суде, но в процессе подачи иска комиссия отменила собственное решение и поставила-таки Виталия на учет. Но не с даты подачи заявления, а на 11 месяцев позже. Тем самым чиновники сильно отсрочили получение "внеочередного" жилья.
Кроме обращений в прокуратуру, Терентьевы писали обращение депутату Госдумы от "Единой России" Александру Хинштейну, лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, губернатору Самарской области Дмитрию Азарову и даже президенту Владимиру Путину.
Чиновники сильно отсрочили получение "внеочередного" жилья
Квартиры у Виталия Терентьева до сих пор нет: он не состоит в очереди, поскольку такая очередь была бы незаконной, однако числится в "списке" инвалидов, нуждающихся в жилье и имеющих право на получение квадратных метров от государства без очереди. Это самое "без очереди" в случае сына Оксаны Терентьевой длится уже полтора года.
"Idel.Реалии" обратились с официальным запросом в Министерство социально-демографической и семейной политики, а также в администрацию Ставропольского района.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.