После отказа от участия во Всемирном конгрессе финно-угорских народов (он пройдет в середине июня в Эстонии) и резких заявлений, Ассоциация финно-угорских народов России (АФУН РФ) совместно с российскими властями провели Форум финно-угорских народов в Ижевске. В организаторах мероприятия значились не только общественная структура и удмуртское правительство, но и Федеральное агентство по делам национальностей, федеральный орган, отвечающий за госнацполитику. "Idel.Реалии" направили запросы как в АФУН РФ, так и в Министерство национальной политики Удмуртии с просьбой рассказать о форуме, к моменту публикации этого материала, редакция еще не получила ответов.
Министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова до начала мероприятия поделилась на страницах местных СМИ ожиданиями от форума.
"Мы готовим форум, чтобы были не просто повторяющиеся разговоры, а было взаимодействие, чтобы были презентованы успешные портфели, чтобы все участники могли познакомиться с опытом и взять себе. В этом логика финно-угорского сотрудничества. Чтобы помочь друг другу и поддерживать друг друга", — отметила она.
Форум длился два дня и завершился 5 июня. Его позиционировали в СМИ в качестве "исторического продолжения I Съезда финно-угорских народов, который впервые прошел в 1992 году в Ижевске". Мероприятие, как отмечалось, станет традиционным, и такие съезды планируют проводить каждые два года.
Как сообщается, представители более 30 регионов Российской Федерации приняли участие в форуме. На открытии форума зачитали приветствия президента России Владимира Путина и председателя правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.
"Idel.Реалии" не смогли связаться с организаторами, но корреспонденту издания удалось поговорить с одним из участников форума, представителем ижорского народа Дмитрием Харакка-Зайцевым. Беседа состоялась по телефону 4 июня.
— Какова, на ваш взгляд, цель организаторов мероприятия, в котором вы участвуете?
В числе участников большое количество представителей органов государственной власти
— Основная идея организаторов — представить данное мероприятие как некую объединяющую площадку представителей финно-угорских народов России. Но я бы здесь внес небольшую корректировку, потому что в числе участников большое количество представителей органов государственной власти, поэтому, на мой взгляд, название сейчас для меня является рабочим, как говорится, проектным названием. Оно должно быть скорректировано, чтобы оно отвечало содержанию, потому что, если, например, мы говорим, что это какое-нибудь мероприятие, например, форум работников культуры, то мы прекрасно понимаем, кто является основными участниками — работники культуры. Здесь хотелось бы четкости, соответствия наименования и содержания, это что касается вот названия.
Второй момент — эта площадка была заявлена на открытии как регулярная для диалога между представителями финно-угорских народов, органами власти, так назовем, представителями академического сообщества, СМИ и так далее. Как было объявлено, будет проводиться регулярно раз в два года.
— Форум является некой российской альтернативой Всемирному конгрессу?
— Он по сути не может являться альтернативой. На мой взгляд, чем больше таких качественных содержательных площадок, где бы мы встречались, обменивались мнениями, где мы бы высказывали конкретные рекомендации, не пространные, [тем лучше], потому что время пространных рекомендаций уже давным-давно прошло. Где бы мы высказывали конкретные, знаете, как рекомендации, соответствующие смарт-критериям: кто, как, когда и как это все измерить, когда мы будем проверять реализацию тех рекомендаций. Вот такие должны быть площадки сейчас. И вот это для меня является дополнительной новой площадкой.
— Это мероприятие, на котором вы сейчас находитесь, оно было запланировано до заявления АФУН России о неучастии во Всемирном конгрессе?
— Я не видел никакого анонса об этом мероприятии нигде до заявления АФУН РФ.
— Были разного рода предположения по поводу того, откуда исходит резкое заявление АФУН России [об отказе от участия во Всемирном конгрессе финно-угорских народов]. На ваш взгляд, имели ли отношение российские власти к заявлению АФУН РФ о том, что Всемирным конгресс используется как площадка для критики России?
— Я могу говорить только то, что было озвучено на открытии форума. Во вступительной приветственной речи руководитель АФУН Петр Тултаев практически полностью дочитал вот этот текст, который был опубликован на сайте АФУН с некоторыми дополнениями и комментариями. Как мне показалось, последующие выступления, в том числе представителей Федерального агентства по делам национальностей, свидетельствовали о том, что эта позиция, высказанная господином Тултаевым, ими поддерживается.
— ФАДНом России?
— Как я услышал, это мое личное оценочное мнение, что по крайней мере ФАДН России никак не, так скажем, не произнес ничего отличного.
— Я правильно понимаю, что оба выступления были в унисон по сути?
— Можно сказать, что у Тултаева выступление было более конкретное, потому что оно шло практически по тексту заявления, которое было ранее опубликовано, и те подходы, которые в выводах вступления Тултаев озвучил, они перекликались с последующими комментариями и выступлениями представителей ФАДНа России.
— Скажите, вы являетесь финно-угорским активистом, вы будете участвовать во Всемирном конгрессе?
— Во-первых, я не люблю слова "финно-угорский активист". Я не люблю такое словосочетание, потому что оно не отражает сути той общественной работы, которую финно-угры делают на местах.
— А вы как себя позиционируете?
— Я представитель народа своего.
— Какого?
— Ижоры. Я представляю интересы ижорского народа.
— Вы будете участвовать во Всемирном конгрессе?
— Конечно, мы не видим никаких препятствий для того, чтобы участвовать на международной площадке.
— А ваш народ представлен в АФУН России?
— Дело в том, что система организации АФУН, как я понимаю, это видно из сути работы, не подразумевает представительство от народов. Это представитель от регионов, региональный принцип построения организации. Если Консультативный комитет, например, строится на представительстве от народов, и это прописано во всех основных документах Консультативного комитета Всемирного конгресса. Там суть в том, что представительство от народов. Поэтому, например, здесь не важны границы, мы знаем, что саамы проживают на территории нескольких государств и так далее можно продолжать.
Поэтому здесь был выбран наиболее сбалансированный подход, когда народ самостоятельно собирается, где бы, в каком бы государстве он ни проживал, собирается демократическим путем, согласно внутренней процедуре, без вмешательства каких-то сил выбирает своих представителей. Вот поэтому я на ваш вопрос, есть ли у нас представитель от нашего народа в АФУН, я могу сказать, что есть представитель от региона, где мы проживаем в России. Конкретно от Ленинградской области и Санкт-Петербурга есть представители в Совете АФУН.
— Тогда получается довольно интересная ситуация, когда АФУН заявляет, что она не будет участвовать, но вы говорите, что вы не видите препятствий для участия.
— Потому что АФУН должна высказывать точку зрения организации, моя организация может высказать точку зрения по поводу законодательного акта, например, или по поводу плохой погоды. А здесь ассоциация не может высказываться от имени всех народов, не проконсультировавшись, например, с представителями и органами этих народов.
— Они не проконсультировались и сделали это заявление?
— Насколько я понимаю, это заявление было потом представлено как заявление президиума АФУН, это один из органов управления, и, например, насколько я знаю, мы сразу обсудили эти вопросы с нашими представителями от наших регионов, знали ли они, не знали, участвовали ли, мы поняли, что члены Совета от нашего региона не в курсе были этого заявления. Если бы это заявление обсуждалось, то члены совета в нашем регионе, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, они бы к нам обратились и сказали, что вот народы, населяющие наш регион, есть такое заявление, которое может быть принято, вот ваше мнение выскажите. Таких консультаций не проводилось.
— Расскажите, а вы подали уже заявку на участие во Всемирном конгрессе финно-угорских народов, ведь регистрация делегатов уже завершена?
— Да, мы уже зарегистрировались давным-давно.
— То есть, для организаторов зарегистрировать вас не было проблемой. Я знаю, что у эрзянских активистов были проблемы, и они не смогли зарегистрировать своих участников.
— А почему у нас должны быть проблемы? У нас есть две организации, которые представляют интересы, например, если я говорю за ижорский народ. Одна организация — моя, в которой я председатель правления, это Ижорская община, это непосредственно организация, основанная на родоплеменном принципе. И есть организация, которая занимается поддержкой культуры коренных народов — это Центр коренных народов в Ленинградской области. Мы организовали онлайн-консультацию, выяснили, кого они видят в делегациях, кого они видят в наблюдателях, мы приняли решение, что должны быть представители, чтобы был гендерный и возрастной баланс. Приняли это решение совместно, дружно, понимая, что нам потом нужно будет работать следующие 4 года вместе над рекомендациями Конгресса. Такую команду мы сформировали спокойно и мирно. Вот у нас такая процедура.
— А вы предоставляли организаторам какие-то документы?
— Конечно, поскольку у нас проходили вот эти консультации между нашими организациями, заинтересованными в направлении своих делегатов, мы до отмены из-за пандемии Конгресса на том этапе предоставили письмо о том, что в результате консультаций выбраны такие-то делегаты, такие-то наблюдатели. Понятно, что пандемия внесла какие-то корректировки в состав, потому что кто-то по состоянию здоровья не может, поэтому мы обновили этот список и вновь списком подали и согласовали. У нас просто нет никаких между собой споров, каких-то конфликтных ситуаций, поэтому все это было решено без конфликтов, по другим делегатам из других народов, я знаю, тоже у каждого есть свои представительские органы. У кого-то называется съезд, у кого-то общее собрание, разные. В Удмуртии — свои, в Республике Мордовия — свои национальные организации, есть какие-то органы, которые объединяют, какие-то собрания и съезды общие, в которых они могут поучаствовать и высказать свои пожелания к включению представителей конкретных организаций в общую делегацию.
— У меня последний к вам вопрос. Были эксперты, которые говорили о том, что, вероятно, за заявлением АФУН России о том, что она не будут участвовать во Всемирном конгрессе, стоят российские власти. Если это так, то получается, что российские власти не хотят, чтобы финно-угорские активисты принимали участие во Всемирном конгрессе в Эстонии. Вы не опасаетесь с этой точки зрения, что у вас могут быть проблемы после участия?
— Вы знаете, мы не какая-то подпольная организация, абсолютно официальная организация, мы сотрудничаем, у нас очень плотное сотрудничество с профильными комитетами Ленинградской области, совместные проекты по сохранению культуры. У нас в принципе взаимопонимание, и какие-то ограничительные меры по участию в каких-то мероприятиях для нас не актуальны. Для нашего региона.
Ижорцы (ижоры) — коренной народ России, ныне проживают на территориях исконного проживания — в западной части Ленинградской области. К 1930 годам ижор насчитывалось, по разным данным, от 17 000 до 27 000 человек. С середины 1930-х гг. по политическим мотивам народ был расселен по всей стране. Это привело к значительной ассимиляции.
Согласно переписи 2002 г., в России проживали 327 ижорцев, в 2010 г. число сократилось до 266 человек. Большая часть живет в Ленинградской области на территориях Кингисеппского и Ломоносовского районов — 177 человек.
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.