В этом году православные и мусульмане постились вместе: православный Великий пост начался 15 марта и продлится до 1 мая, у мусульман месяц поста наступил 13 апреля и закончится праздником Ураза байрам 13 мая. В знак "общего поста" в Нижнем Новгороде проходит акция #МыВместе — мы сильнее!
Пастор Лютеранского прихода в Чебоксарах Константин Субботин рассказал о постах и традициях.
— Пост у православных и Рамадан у мусульман. Что объединяет?
Чтобы отказаться от таких крупных ограничений как грех, нужно потренироваться на чем-то более простом
— Пост — это один из архетипов (особый вид деятельности, основанной на вере — прим.) религий. И он есть во всех религиях. Как говорится в писании, "дух бодр, плоть немощна". Грубо говоря, когда у нас болит что-то, мы по-другому воспринимаем мир. Мы видим, что тело и душа взаимосвязаны. Если у нас тело болит, мы себя чувствуем плохо в любом случае, как бы мы не пытались абстрагироваться. Наше физическое состояние влияет на наше духовное состояние. И пост это такой способ, когда мы ограничиваем наши физические (голод, например) проявления, что влияет на наше духовное состояние. Безусловно, это нечто общее, как у православных, так и мусульман — усмирение плоти, усмирение нашего тела. Если человек попробовал хотя бы один раз поститься, он понимает, что мироощущение меняется и в следующий раз проще отказаться от другого. В христианском аскетизме (отречение от жизненных удовольствий — прим.) это как ограничение своей воли. Когда ты начинаешь с маленьких ограничений, переходя к более глобальным. Для того, чтобы отказаться от таких крупных ограничений как грех, нужно потренироваться на чем-то более простом. И это, безусловно, нас объединяет.
Говоря о более материальных вещах, пастор видит общее у религиозных групп в благотворительности, по крайней мере как у мусульман в России.
Христиане и мусульмане в пост и Рамадан занимаются благотворительностью, социальной работой
— В конце поста делается праздник с целью накормить всех нуждающихся, позаботиться. Это есть и у христиан, и у мусульман. Сам пост, конечно, по-разному проходит. В дневное время нужно воздерживаться, а после заката солнца можно употреблять пищу. У христиан это больше запрет на пищу животного происхождения. Общими можно назвать само понимание поста, как особое время для молитвы, внимание к слову Всевышнего. Если сами голодаем, то в пользу ближнему. Как я уже говорил, христиане и мусульмане в пост и Рамадан занимаются благотворительностью, социальной работой, — отметил Константин Субботин.
В этом году в знак "общего поста" в Нижнем Новгороде стартовала акция #МыВместе — мы сильнее! Ее инициатором стал активист одноименного движения, предприниматель Рустам Айзатуллин. К идее присоединились и местные власти. На первой неделе поста активисты провели акцию по приготовлению постной пищи для одиноких пожилых жителей, многодетных и малообеспеченных семей. Организаторы отмечают, что цель события — поддержать население во время ограничений из-за коронавируса. 13 апреля активисты готовили пищу халяль, чтобы отдать нуждающимся мусульманским семьям.
— В вашем понимании вопрос еды в Пасху, насколько он важен ?
Ограничения в еде хороший инструмент, чтобы смирить свою плоть
— Здесь можно обратиться к Библии. Какое там было понимание поста. Книга пророка Исаия, глава 58. Здесь как раз и говорится, в чем заключается пост. Ветхозаветный пророк обличает израильский народ, что они слишком формально относились к посту. Пророк говорит, что пост — это восстановление твоего общения с богом, когда ты отказываешься от греха, помогаешь нуждающимся. Вот пост должен нам в этом помочь, примириться с Богом и примириться с ближним. Конечно, здесь ограничения в еде хороший инструмент, чтобы смирить свою плоть.
Пастор Константин Субботин привел слова православного священника Андрея Кураева, который неоднократно высказывал мнение, что календарный пост — это скорее всего трагедия церкви, то есть это результат формализации духовной жизни.
Чаще пост проходит без духовного понимания, превращается в голодовку
— Если раньше пост был личной практикой в общении с богом, то сейчас пост стал больше про традицию. Когда все постятся, то и я с ними и не важно надо мне это или нет. В традициях нет ничего плохого, но чаще пост проходит без духовного понимания, превращается в голодовку, в профанацию или бизнес, когда одни продукты подменяют другими, изобретается постный майонез и прочее. А Пасху часто объясняет временем, когда нужно просто раскрасить яичко, — добавил собеседник "Idel.Реалии".
Лютеранского приход в Чебоксарах был открыт в 2014 году.
— Мы поощряем ограничения человека во время поста в еде, но у нас в этом плане больше свободы. Каждый сам принимает решение. Лично я в пост не употребляю в пищу мясо, но не отказываюсь от молока. Современная церковь, независимо от конфессии, рекомендует людям отказаться от того, что действительно тобой обладает. Как правило людей призывают отказываться не сколько от еды, а, например, от интернета, сериалов, сплетен и прочего. Помню, одна моя знакомая воцерковленная женщина, которая всегда тщательно соблюдала все посты и вдруг духовник запретил ей держать пост. И для нее это было смирением — употреблять в пост мясо, — подытожил интервью Константин Субботин.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.