Новые бетонный причал и канал, явно прорытый строительной техникой, обнаружил на берегу Казанки, в природном парке Русско-Немецкая Швейцария активист Тимур Ескараев. Эти два сооружения появились на отшибе садового некоммерческого товарищества, тропинка к ним ведёт через заросли тростника и подтапливаемые участки — поэтому все работы неизвестным удалось выполнить без посторонних свидетелей.
Тимур Ескараев забил тревогу днём в пятницу, 16 апреля, когда инспектировал природный парк. Очевидцы сообщили об огне и дыме в Русско-Немецкой Швейцарии — скорее всего, кто-то поджёг тростник — активист пошёл искать место возгорания и наткнулся на явно свежий канал. По обе стороны канала, тянущегося к руслу Казанки от садового общества через подтапливаемые участки, лежат отвалы грунта. Судя по размаху работ и отпечаткам на комьях земли, здесь мог использоваться экскаватор. Ширина с глубиной канала достаточны, чтобы по нему без проблем могла пройти лодка.
На берегу садового общества Ескараев наткнулся на бетонный причал, уходящий в канал под углом — видимо, чтобы удобнее было спускать на воду лодку или катер. Вечером того же дня мы дошли с ним до причала вместе, чтобы оценить обстановку на месте.
По словам активиста, это самый отшиб товарищества, где находился садовый участок, заброшенный много лет назад:
— Совершенно понятно, что здесь кто-то выкупил участок. Видимо, под дом, под коттедж. В прошлом году и многие годы до этого здесь стоял один гнилой, очень старый домик — явно, не знаю, каких-то семидесятых годов [постройки], заброшенный — и несколько яблонь, антоновок. Вон там от неё останки валяются, её попилили. Мы сюда с детьми заходили, яблочки кушали…
Сейчас площадка у воды расчищена. По краям лежат стволы спиленных деревьев и грунт вперемешку с каким-то строительным мусором. Возможно, остатки того самого старого домика.
Из ворот садового товарищества к нам выходит женщина. Интересуюсь у неё, как появился здесь этот причал. Женщина немногословна:
— Кто купил, тот и сделал.
— А кто купил?
— Мужчина.
— А зачем? Он как-то объяснил это?
— Я не знаю... Откуда я знаю? Я его не спрашивала. А он мне и не расскажет.
— Давно он это сделал?
— В прошлом году.
— Осенью?
— Ну осень-лето, да.
— Документов, я так понимаю, он никаких не показывал?
— Как не показывал? Он же садовод, он купил эту землю.
Женщина удаляется, а Тимур рассказывает, что совсем недавно, пару лет назад здесь была создана особо охраняемая природная территория:
— Не могу сказать, законный ли это участок или самозахват, но это почти что сто процентов ООПТ, которая была сформирована в конце 2019 года по просьбе экологов Казани, Сергея Германовича Мухачева в том числе, с целью защиты краснокнижных растений, произрастающих здесь. Здесь ужовник, тайник яйцевидный произрастают…
Ну и, скорее всего, это водоохранная зона, поэтому работы по раскапыванию каналов и обустройству бетонных набережных или причалов наверняка незаконны — это мы сейчас будем выяснять… Выглядит всё совершенно безобразно. Особенно в контексте того, что эта территория фактически принадлежит к кластеру 12 парков, которые одобрил Рустам Нургалиевич Минниханов и которые будут располагаться вдоль всей Казанки до Голубых озёр.
Одна из экотроп, которые сейчас в проекте, возможно, будет даже располагаться прямо здесь, где мы сейчас стоим.
Стоим мы в это время, надо сказать, на бетонных плитах причала.
По словам Ескараева, в районе Русско-Немецкой Швейцарии, на левобережье Казанки находится сразу несколько ООПТ. И в этом-то как раз и заключается проблема, поскольку теоретически места в этих прорехах могут занять такие вот любители бетонных красот:
— Есть ООПТ "Парк Горького", которую все знают, чуть выше по Казанке — ООПТ "Русско-Немецкая Швейцария", здесь — ООПТ "Лебяжье"…. Сейчас формируется пакет документов с целью создания здесь более крупного, всеохватывающего ООПТ. Потому что эти ООПТ не все участки закрывают, есть дыры, щели… Здесь очень ценная территория с точки зрения произрастающих видов, с точки зрения экологии… Одна из последних оставшихся территорий на реке Казанке. И, конечно, видеть такое безобразие здесь неприятно. Я был шокирован, когда сюда пришел.
— Ты за день произвёл уже кучу звонков, наверняка, списался, с кем надо. Какие-то из ведомств отреагировали уже?
— Да. Очень негативно отреагировали в группе при управлении архитектуры и градостроительства. Потому что это территория, которую они разрабатывают под экологический парк…
— Но творческая группа всё же не надзорный орган. А как же Минэкологии, Минлесхоз — или кто тут еще может быть причастен?
— Уже активисты работают, чтобы подать жалобу… Пока еще не разобрались, куда — в природоохранную прокуратуру или, если это ООПТ, то это подведомственно комитету по биологическим ресурсам…
Как уже сообщали "Idel.Реалии", в Русско-Немецкой Швейцарии, расположенной на левом берегу Казанки между мостом "Миллениум" и третьей транспортной дамбой, власти Казани обещают создать природный парк — один из двенадцати парков, которые протянутся по обоим берегам реки от Волги до Голубых озёр. В апреле проектировщики уже вынесли на обсуждение общественности два рабочих проекта.
Первый касается благоустройства территории, примыкающей к Голубым озёрам, второй — побережья напротив Русско-Немецкой Швейцарии. Самой Швейцарией проектировщики тоже занимаются с прошлого года. Однако это, как оказалось, пока вовсе не означает моратория на новое строительство на новое строительство на берегах реки. По крайней мере, чем закончится история с появлением нового причала, пока совершенно неясно.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.