Ссылки для упрощенного доступа

Дамир Гайнутдинов: "В Поволжье в целом ситуация со свободой интернета в прошедшем году ухудшилась"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Правозащитная организация Агора запустила новый проект "Сетевые Свободы". Он посвящен защите свободы слова и права на приватность в сети интернет. Темы проекта: блокировка сайтов и уголовное преследование интернет-пользователей, системы распознавания лиц и политический профайлинг. О новом правозащитном проекте рассказывает его координатор, юрист Дамир Гайнутдинов.

— Какие регионы России объединяет проект "Сетевые свободы"?

— Мы работали и работаем по делам от Калининграда до Забайкальского края и Норильска до Ингушетии. Ситуация со свободой слова в интернете в разных регионах отличается, однако в полной безопасности пользователи не могут чувствовать себя нигде.

Сколько и какие дела по Поволжью вы ведете в рамках проекта?

— В Поволжье у нас дел не так много, в основном это дела об административных правонарушениях (неуважение к власти, обвинения в распространении недостоверной информации). В Самаре было интересное дело об оскорблении следователя, который вел уголовное дело в отношении "сторонников СССР". Интересное дело в Татарстане — об оспаривании действий сотрудников полиции, который запросили у разных интернет-сервисов и оператора связи личные данные гражданских активистов и передали эту информацию третьим лицам. Суд частично признал действия полицейских незаконными.

Как обстоит ситуация с "сетевой свободой" в Татарстане по сравнению с другими регионами Средней Волги?

— В Поволжье в целом ситуация со свободой в интернете в прошедшем году ухудшилась и Татарстан — не исключение. Особенность республики, пожалуй, в том, что здесь давление разнообразнее — это и блокировки сайтов, и уголовное преследование (в том числе лишение свободы) и нападение на активистов отмечено, и слежка за подписками в социальных сетях.

— До какой степени свободен или подцензурен российский сегмент интернета?

— Сотни тысяч заблокированных линков, десятки и сотни уголовных дел и дел об административных правонарушениях в отношении пользователей свидетельствуют, что цензура есть.

О чем в правовом плане нужно помнить российским активистам и правозащитникам, публикуя посты в интернете?

— В 2021 году ни один активист или правозащитник не может отказаться от интернета. А ситуация сейчас такая, как бы вы ни корректировали свое поведение в Сети, 100% защиты от преследования быть не может. Поэтому — не делайте глупостей и, при необходимости, обращайтесь за квалифицированной юридической помощью.

Не сделает ли система распознавания лиц современную Россию обществом из антиутопии Оруэлла?

— Система распознавания лиц, как и любах технология может быть использована как во благо, так и во зло. Весь вопрос в том, насколько общество способно ее контролировать и бороться со злоупотреблениями. Наше пока не очень готово, к сожалению.

Следует ли ждать ужесточения цензуры в интернете перед выборами 2021 года в Государственную Думу и региональные законодательные собрания?

— Ужесточение уже продолжается много лет.

Куда могут обратиться граждане за защитой своих прав в случае нарушения их "сетевых свобод"?

— Защитой цифровых прав сейчас занимаются многие. Можно сказать, что большинство прав человека сейчас так или иначе связано с "цифрой", поэтому круг вовлеченных в эту тему постоянно расширяется. Кроме нас, есть "Роскомсвобода", Центр защиты прав СМИ, международные организации — Комитет защиты журналистов, Access Now, Frontline Defenders.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG