27 февраля в Астрахани впервые прошли Умеровские чтения — научное мероприятие, посвященное наследию Абдрахмана Умерова — просветителя, ученого, издателя и журналиста конца XIX и начала XX веков. Организатором чтений выступило представительство Духовного управления мусульман в Азиатской части России в регионах Нижнего Поволжья во главе с Ильдаром Даировым. В конференции приняли участие ногайские исследователи и активисты.
Абдрахман Умеров (Габдрахман Гумари) родился в 1867 году Астрахани, учился в казанском медресе известного богослова и историка Шигабутдина Марджани. Завершив обучение, он вернулся в родной город, где открыл собственное медресе "Низамия", учениками которого стали карагашский просветитель, создатель ногайской письменности Абдулхамид Джанибеков и первый юртовский драматург Басир Абдуллин. В 1896 году Умеров опубликовал учебное пособие по грамматике арабского языка, позднее открыл типографию и книжную лавку, а в 1907 году стал основателем и первым редактором общественно-политической газеты "Идель". Издание просуществовало недолго — уже в 1913 году его закрыли по решению департамента полиции. В 1991 году энтузиасты возродили эту газету, которая издается по сей день. Сегодня ее учредителями являются областная администрация и региональное общество татарской культуры "Дуслык", статьи в газете выходят на русском и татарском языках. Имя Умерова носит небольшой частный музей на улице Джанибекова, посвященный истории, культуре и быту татар Астрахани.
Многие считают, что ученик Марджани, создатель татарской газеты и "лицо" татарского музея Умеров должен быть татарином — автор книги об Умерове Сулейман Рахимов называет его в первую очередь татарским просветителем, той же точки зрения придерживается и Давлят Умеров. Однако историк и карагаш-ногайский активист Рамиль Ишмухамбетов утверждает, что всё не так однозначно. По его словам, Абдрахман Умеров был по происхождению именно ногайцем-карагашем: "В те времена русские называли татарами всех тюрков, даже азербайджанцев и хакасов. С этими двумя народами это прекратилось в начале ХХ века, а за нами закрепилось до самой перестройки, отсюда и путаница". Советская власть действительно считала астраханских ногайцев частью татарского народа, о чем "Idel.Реалии" подробно рассказывали в недавнем материале. Спор об этнической принадлежности Умерова связан именно с этим вопросом — исследователи и активисты не столько обсуждают ее на индивидуальном уровне, сколько придерживаются разных мнений об идентичности и происхождении карагашей и юртовцев в целом.
Как объяснил Ишмухамбетов, первоначальная газета "Идель", выходившая в 1900-х годах, не была исключительно татарской. В ней печатались и татарские публицисты, и ногайские, и представители других народов — она была именно общетюркской и выходила на литературном языке тюрки. Возрождением газеты в 1990-х действительно занялись люди с татарской идентичностью, писавшие на казанском татарском, но это не значит, что она была такой и сто лет назад.
Один из докладов на Умеровских чтениях был посвящен анализу публикаций в газете "Идель". Автор исследования Алим Махсутов рассказал, что обнаружил в архивных номерах издания прямые отсылки к тому, что сам Умеров считал себя в первую очередь ногайцем. Так, в одном из весенних номеров 1913 года он писал, что рекомендует своим соплеменникам — юртовским ногайцам — отдавать своих детей в школы бахчеводства, чтобы эту традиционную для них нишу не заняли представители других народов. В газете также публиковались работы татарского публициста Муаллима Алаши, который проводил четкую грань между потомками средневолжских татар-переселенцев в Астраханской губернии и местным ногайским населением. В статье, вышедшей в 1910 году, он рассказывал о ногайцах, обращаясь к читателям из других городов: "Когда я был в Казани, Уфе, Перми, Вятке, мне неоднократно встречались люди, которые никогда не видели ногаев и вообще не слышали о существовании народа под именем Ногай" (перевод А. Махсутова). Далее Алаши писал об особенностях культуры и быта астраханских карагашей и юртовцев, отмечая, что русские ошибочно называют их татарами.
Ногайская тематика доминировала еще в нескольких докладах, прозвучавших на этой конференции. Так, Аминат Курмансеитова провела выступление по теме "Вклад ногайского просветителя Абдрахмана Умерова в духовную культуру ногайцев", а Даниял Кидирниязов прочел доклад с заглавием: "К вопросу об исторических и культурных связях между астраханскими и северокавказскими ногайцами". Были и выступления, не затрагивающие проблематику этнических идентичностей — этнограф Виктор Викторин рассказал о роли Умерова и его учеников в общественно-политической жизни региона, а уфимский историк Ахат Салихов выступил по теме "А. И. Умеров и арабографичные источники Башкортостана". Упомянутый выше Рамиль Ишмухамбетов посвятил свою презентацию историческим исследованиям Умерова, а имам-хатыб мечети пригородного села Старокучергановка Ильнур Асанов рассказал о его труде "Муаллиму сарф лисан аль-араб".
В Умеровских чтениях приняли участие астраханские ученые, краеведы и активисты и гости из Дагестана и Карачаево-Черкесии. Доклады исследователей из Башкортостана и Турции прошли в онлайн-режиме.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.