31 января в Казани полиция задержала журналиста Максима Шевченко. Какой была акция, за что вышли люди и как действовала власть — об этом он рассказал "Idel.Реалии".
По данным "ОВД-Инфо" на 18.00 МСК в России задержано 4132 человек, из них более 500 — в городах Поволжья. Журналист Максим Шевченко был задержан прямо во время стрима на своем Youtube канале. До задержания он успел поговорить с казанцами о причинах их участия в шествии.
— Какие у вас впечатления о казанской акции? И может быть, уже выводы?
— Я был немного на улице. Прошелся вдоль по набережной Булака вместе с людьми. Потом меня задержали. Правда, быстро отпустили. Я видел у Кремля протестующих. Видел, как люди шли разных возрастов, разных возрастов, разных национальностей. С несколькими людьми поговорил. Никто из них не сказал, что выходит за Навального. Все с уважением к Алексею Навальному. Но каждый высказывает свою повестку. Молодой человек сказал, что политика Путина роняет международный статус России. Другой человек сказал, что надоели коррупция, произвол и беззаконие. Старушка одна сказала, что жестокость полицейских ее вынудила выйти. Еще один человек сказал, что нарушение прав народов, проблемы федерализма, проблемы с языками вынудили его выйти на митинг. Власть, по-моему, сознательно пытается сказать, что все навальнисты. Я лично не поговорил с навальнистами. Выборка, конечно, была небольшая. Может быть, если бы я подольше постоял, я бы и навальнистов нашел. Но я специально никого не искал. Просто люди ко мне подходили, меня же многие знают в Татарстане.
Мне кажется, это абсолютно законный, гражданский протест. Люди имеют право ходить по улицам родного города. Почему, когда футбол, "Рубин" играет, люди идут себе в массе, никто их не задерживает? Или день города происходит? Наоборот, мне кажется, полиция должна была бы охранять людей, помогать им. Сказать: вот здесь можно собраться, здесь не надо.
Поэтому я думаю, что власти сами создают напряжение там, где его могло бы не быть.
— А зачем властям это надо, как вы думаете?
— Я думаю, из Москвы просто дали разнарядку. Я уверен, что власти Татарстана не хотят избивать свой народ, не хотят избивать жителей Татарстана. Но и доложить в Москву о том, что мы никого не арестовали, никого не били, тоже не могут. Как и главы других регионов. Во многих регионах главы совершенно не хотят вот так обращаться с людьми. Люди тут живут, особенно в Татарстане, все знают друг друга, ты сегодня миллиардер, но есть же бабушки, которые знают тебя с детства. Придет апа, скажет: "Ай, как нехорошо". Для татар общественное мнение, по-моему, имеет большое значение. Даже если ты суперпрезидент.
— При этом Казань на третьем месте оказалась неделю назад по задержаниям.
— Я против задержаний. Я призываю власти отпустить всех задержанных и никого не карать. Естественно, я противник нападений на полицейских. И в случае нападения полицейский имеет право задерживать и защищаться. Во всем остальном, я считаю, полицейским было достаточно направлять движение. Я видел, не как полицейские сдерживали людей, а как охотились за людьми. Это совершенно разные вещи. Охотиться нельзя. Они ходили, выискивали, в какой двор кто побежал, как будто речь идет о преступниках, а не о гражданах, о горожанах. Это по всей стране происходит. Это недопустимые вещи.
Полицейские тоже люди, они тоже живут в этой стране, смотрят эти фильмы про дворцы и все это знают. У них есть родные, близкие, я вас уверяю, родственники полицейских тоже выходят на эти митинги. Полицейских заставляют быть репрессивными палачами своего народа. Они давали присягу охранять, защищать людей, а не избивать их.
— Если полицейские охотники, то люди — жертвы?
— Конечно. Я видел, как полицейские подбежали, группа в зеленой форме. Что за зеленая форма такая? Война что ли какая? Они пошли и стали всех хватать. Меня схватили. Человек рядом со мной был пожилой, с которым я разговаривал, его схватили. Хотя мы просто стояли, разговаривали. Ни к чему не призывали, ничего не выкрикивали. И потом пошли гоняться за молодежью. То есть, они не сдерживали, не преграждали, что было бы логично. Они устроили беготню за людьми. Это абсолютное безобразие.
— По вашим наблюдениям, люди и их настроения за неделю изменились?
— Мне кажется, люди политизируются, и повестка протеста становится более внятной. Если неделю назад люди еще думали, ну там Навального арестовали, несправедливо, сейчас люди более внятно выражают повестку своего протеста. Политическую, национальную, социальную, экологическую. И по всей стране так. Власть сама политизирует людей и выковывает из них крепких, хороших бойцов оппозиции. Поэтому все нормально. Я знаю, что безумие властей всегда даже не требует усилий революционеров. Власть сама себе выроет такую яму, в которую она потом же и рухнет.
— Вы в Казань сегодня специально на акцию прибыли или так совпало?
— Нет, конечно. Я был тут по приглашению ассоциации мусульман-предпринимателей. Я ехал на лекцию, у меня была большая встреча-презентация книг Гейдара Джемаля. Я уже три дня в Казани. Я просто проезжал и счел своим гражданским долгом остановить машину и узнать мнение людей, почему они здесь гуляют.
— Как вы думаете, дальше что будет?
— Власть забьет дубинками, запугает протест, но люди не испугаются. Люди начнут читать книги, слушать, и политизироваться и образовываться. Я уверен, что из искры разгорится пламя и из этих семян прорастут хорошие всходы. Этот протест — первый натиск бури.
Самое неприятное для власти — то, что люди, которые десять лет назад были лоялистами, включая меня, сегодня активно участвуют в протесте. И таких, поверьте, 40 процентов протеста. И это будет наиболее яростная часть протеста.
— Вы ведь говорите не только о сегодняшних событиях? Обо всех последних событиях? Волне в целом?
— Конечно. И о будущем. О том, что будет происходить. Навальный — как тот мальчик, который ткнул пальцем в плотину, но дальше вода потечет и прорвется, потому что плотина гнилая.
- Во всех городах Поволжья к этому моменту завершились крупные акции протеста. Если на улицах и остаются люди, то небольшими группами.
- Уполномоченный по правам человека в Ульяновске сообщил, что по итогам акции задержано 37 человек.
- В Набережных Челнах активиста Андрея Чванова суд арестовал на 10 суток по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, сообщает "Апология протеста".
- В Москве задержан журналист, историк Камиль Галеев. Он арестован на 10 суток.
- В Йошкар-Оле был задержан и спустя несколько часов отпущен журналист "Idel.Реалии".
- В Уфе волокли по земле женщин. Посмотрите протест 31 января в фотографиях.
Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.