Айдар и Ляйсян Марданшины на протяжении шести лет — с 2014 по 2019 годы — выпускали Татарский календарь. В этом году дизайнеры выпустили Башкирский календарь — с башкирскими названиями месяцев года, иллюстрациями местного художника и с обозначением местных знаменательных дат. В интервью "Idel.Реалии" основатель студии этнического дизайна "Mardesign" и автор транспортной карты Башкортостана "Алга" Айдар Марданшин рассказал, что Татарстан уже перенасыщен такими вещами, а татарский дизайн необходимо переосмыслить в сторону общеевропейского или американского дизайна.
— Айдар, почему вы в этом году решили выпустить не Татарский, а Башкирский календарь?
— Татарский календарь мы выпускали на протяжении шести лет. И получилось так, что все это время мы создавали и продукт, и спрос на него, и предложение. Развивали все эти направления параллельно, чтобы держать этот проект на плаву и развивать. Но он всегда был социальным проектом, направленным на поддержку национальной культуры — все наши Татарские календари были тематическими. Например, в 2014 и 2015 году мы объединили работы татарских дизайнеров и художников, календарь 2017 года был посвящен татарской кухне, 2018 года — Сабантую.
Мы всегда просчитывали окупаемость календаря, все-таки это не только дизайн, но и другие расходы — полиграфия, труд, физический в том числе. Поэтому в 2020 году мы вообще никакого календаря не издавали.
В этом году получилось так, что большую часть времени я проводил в Башкортостане, у нас было больше проектов, связанных с Башкортостаном и Уфой. Мы давно знакомы, общаемся и дружим с художницей из города Октябрьский Гульнарой Фаляховой, у нас много общих проектов. Она преподает в художественной школе, помимо картин, у нее есть очень хорошие работы и по валянию войлока. Она хорошо разбирается в башкирской культуре, хотя сама татарка, и все ее последние работы направлены на башкирскую тематику. Мы часто привлекали ее к своим проектам по Башкортостану в качестве эксперта. И так получилось, что в связи с тем, что в этом году мы много времени посвятили Башкортостану, то захотели создать Башкирский календарь. У нас уже есть большой опыт в создании календаря, это понятный и известный формат, к которому и мы сами привыкли, и многие хорошо о нем отзывались. Это настенный календарь с большими рисунками, с большими цифрами — полюбившийся многим формат. Поэтому, не составило никакого труда создать новый продукт в таком старом проверенном формате. Тем более, что у башкир, как и у татар, есть свои названия месяцев года, которые уже давно не используются в обиходе, но в глубинке в башкирских районах их до сих пор еще помнят.
— Средства на календарь вы частично собираете при помощи краудфандинга, но там заявлена весьма скромная сумма — всего 55 тысяч рублей. Где берете остальные деньги?
— Кампанию на краудфандинге мы открыли только для того, чтобы популяризировать этот календарь. Таким образом проще его рекламировать, проще сделать первый срез и понять спрос на него. А тем, кто давно следит за творчеством Гульнары и за нашим творчеством, проще в одном месте заказать всю продукцию. При помощи этой акции нам будет понятно, насколько этот продукт востребован, насколько людям интересно направление этнического дизайна. Не просто татарского, а этнического дизайна. Все-таки, на протяжении стольких лет работы в области дизайна, мы сталкивались не только с татарским дизайном, но и общенациональными проектами — как русскими, так и башкирскими. Поэтому, любая этническая тема нам близка.
Башкирские эпосы, герои, само понимание мира отличается
Да, 55 тысяч — это сумма, которую мы планируем направить на покрытие почтовых расходов и налогов. Наша главная задача при реализации Башкирского календаря была найти именно спонсоров, и нам удалось это сделать. Мы нашли поддержку в лице управления делами главы Республики Башкортостан, конгресс-холла "Торатау" и ряда других организаций, благодаря которым получилось оплатить весь тираж календаря. Но этот проект все-равно остается социальным. Он больше направлен на имидж — в этом году мы приподняли имидж Башкортостана, поскольку башкирская культура тоже интересная, своеобразная, уникальная. Башкирские эпосы, герои, само понимание мира отличается — оно интересное. Приятно это популяризировать.
Да, Башкирский календарь реализуется не на краудфандинговые средства, а на средства спонсоров, благо нам удалось их найти. Этот проект в республике восприняли довольно тепло и живо.
— Вы сказали, что это больше социальный проект. В чем цель этого календаря?
— И тогда, в 2013 году, когда мы выпустили свой первый Татарский календарь, и сейчас цель была одна — это популяризация национальной культуры, художников, архитекторов, скульпторов. Мы хотим рассказывать со страниц календаря о каких-то этнических, национальных особенностях.
Календарь сейчас перестал быть предметом первой необходимости — того, что обязательно должно быть в доме. Когда нас спрашивают, какой сегодня самый популярный формат календаря, к сожалению, приходится отвечать, что это тот, который находится в телефоне. Все остальные календари — это уже сувенир. В нем нет такой острой необходимости. Да, в некоторых компаниях где-то еще нужны календари, но, в основном, это или сувениры, или платформа для творчества дизайнеров. Люди чаще пользуются не настенными календарями, а календарями в телефонах, поэтому наши календари используются больше для красоты и украшения интерьера, это подарочный, праздничный формат. Поэтому цель календаря какой была, такой и осталась — это поддержка этнического, национального дизайна.
— При создании Татарского календаря вам практически ежегодно приходилось собирать средства на его выпуск при помощи краудфандинга, а Башкирский календарь выпускается в том числе на средства правительства Республики. Можно ли сказать, что руководство Башкортостана больше поддерживает такие проекты, чем Татарстан?
— Так говорить было бы неправильно. Когда с людьми в Башкортостане говоришь о каких-то национальных проектах, видишь, что они больше в этом заинтересованы. Татарстан не то, что перенасыщен, он уже привык, там проектов, направленных на популяризацию каких-то национальных особенностей, больше. И эти проекты в какой-то степени становятся уже даже попсовыми. Это вещи, которые штампуются, та же улица Баумана, например. В Татарстане этого всего больше. Но и руководство, может быть, больше привыкло к таким проектам. В Башкортостане этого меньше.
Получается, что красиво преподнесенная недорогая вещь, которая воспевает башкирскую тему, оказалась вещью, которая на данный момент в Башкортостане очень востребована, поэтому была принята так позитивно.
— Но Татарского календаря в этом году нет…
— Татарского календаря, да, в этом году нет. И в прошлом году не было. Потому что в самом начале было сложно раскручивать эту тему, потом где-то на третий год стало видно, что люди проявляют интерес к нашему календарю и ждут его. На четвертый год мы подумали, что раз есть такой интерес, значит, надо увеличивать тираж — мы выпустили Татарский календарь тиражом уже 3 тысячи штук и… просели. Мы поняли, что интерес есть, но он не нарастающий, что и у этого интереса есть свой потолок. И либо нужно привлекать уже какой-то административный ресурс, либо нужно больше рекламы. Но тот ресурс, который был возможен с помощью нашего бюджета, наших средств, мы исчерпали. Поэтому, шестой, последний календарь был более эксклюзивный, имиджевый, туда вошли рисунки исключительно нашей дизайн-студии.
Татарский не потому, что там есть орнамент или узор, а потому что написано на татарском
Да, скорее всего, Татарстан уже перенасыщен. Возможно, в плане татарского дизайна нужно сделать какой-то новый виток, переосмысление. Возможно, нам нужен больше какой-то общеевропейский или американский стиль, без каких-то акцентов на орнамент, без нарочитости. Татарский не потому, что там есть орнамент или узор, а потому что написано на татарском, потому что на афише — татарские лица. Возможно, ближайшее развитие татарского дизайна будет происходить именно в этом направлении.
— Каков тираж Башкирского календаря?
— Тираж календаря — 1 тысяча штук.
— Как планируете его продавать?
— Как и первый проект Татарского календаря, большая часть Башкирского календаря уйдет не на продажу, а в различные комитеты, министерства, общественные организации в качестве подарков и сувениров, т.к. это социальный проект. Тысяча штук — это тот тираж, который мы смогли окупить за счет спонсорских средств. А сборами на "Планете" мы планируем закрыть почтовые расходы и налоги. На календаре мы никогда не зарабатывали и не зарабатываем.
— Какие планы на следующий год?
— Хотелось бы на следующий год выпустить как Башкирский, так и Татарский календарь, но мы не можем тянуть их оба одновременно, в том числе и физически. Нужно будет печатать его на два города — Казань и Уфу, искать пути его реализации. А чтобы цена календаря была доступной, необходимо издать как минимум тысячный тираж, это требует определенных физических затрат. Если бы мы были уверены, что есть база накопившихся людей, которые ежегодно ждут и точно приобретут календарь, если бы мы знали, что тысяча татарских календарей сразу уйдет, мы бы создали, нашли время, реализовали бы его. Но так как нам приходится формировать и спрос, и предложение, к сожалению, времени и возможностей хватает только на какой-то один проект.
В России очень много национальностей, очень много талантливых художников, много интересных направлений, много фольклорных тем, которые можно было бы отразить в каждом календаре. Почему бы на следующий год не сделать чувашский календарь, марийский или удмуртский. Тем много — у тех же самых крымских татар очень много красивых узоров. Главное, чтобы к этой теме был интерес и спрос.
Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.