Ключевой посыл, который постарались донести устроившие пресс-конференцию представители нескольких поселений в Лаишевском районе, заключался в следующем: все сообщения о достижении договоренностей между теми, кто будет строить трассу, и теми, кому придется рядом с ней жить, — ложь.
Например, рассказал Юрий Сергеев из Тарлашей (семья Сергеевых переехала в Тарлаши из поселка Северный в Казани, рядом с трассой М7, из-за шума), татарстанские власти победно рапортовали: трассу "отодвинули" от Тарлашей. Но как оказалось — на десять метров.
— Не знаю, как после этого можно любить наше государство, нашу власть, — сказал он. Его слова встретили аплодисментами.
Владельцы дачных участков на берегу Волги оказались в не менее бедственном положении: мост через реку, рассказали они, фактически упрется в дачные товарищества так, что от них до самого сооружения останется не больше нескольких десятков метров.
Больше того, живущим на берегу до сих пор непонятно, как будут строить мост. Сначала обещали поднять его на опорах. Теперь же, похоже, решили ограничиться насыпью. Будет ли в насыпи тоннель, ведущий из одного дачного товарищества в другое, неизвестно. Пока в предоставленных схемах жители берега не увидели даже зверопроходов. И вообще, беспокоятся они, неизвестно, не снесут ли в процессе строительства часть домиков.
— Место отдыха там кончилось, — констатировал председатель одного из дачных товариществ.
Кончилось оно уже сейчас: те, кто живет на берегу, видят, как ведутся работы. Власти настаивают, что это только изыскания. Жители же уверены: стройка уже началась. Накануне, например, рабочих застали за тем, что они отмечали радостное событие — забивку первой сваи.
Жители деревни Орла, находящейся на удалении от берега, подтверждают: шум слышно даже в деревне.
Самый, пожалуй, печальный итог борьбы за перенос трассировки — случившийся в среде наиболее активных жителей раскол. Причем, как можно было заключить из звучавших во время пресс-конференции взаимных обвинений, произошел он не без "помощи" властей республики, создавших рабочую группу для, как многократно заверяли они ранее, "конструктивного" диалога.
О деятельности рабочей группы (ее возглавил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов) глава Лаишевской администрации Ильдус Зарипов сообщил еще летом. Тогда же активисты попросили включить в ее состав их делегатов.
Позже появилось постановление Кабмина Татарстана, из которого следовало: группа создана (на каком основании она действовала раньше и действовала ли — этот вопрос так и остался открытым), и в нее включены несколько активистов, в том числе Дмитрий Дементьев и Руслан Мадифуров из деревни Орел.
Вчера несколько участников пресс-конференции заявили: своим делегатам они не доверяют.
Делегаты парировали: они охотно бы поменялись со своими критиками местами (Мадифуров напомнил, что предлагал это), но желания никто не изъявил.
Впрочем, оказалось, что от воли участников и не участников группы мало что зависит: поскольку состав утвержден Кабмином, то и изменить его (в том числе — расширить) может Кабмин. А он это по какой-то причине делать не торопится.
Пресс-секретарь Минтранса Татарстана Наиля Клевлеева предложила соломоново решение: когда строительные работы начнутся, создать вторую, муниципальную группу. Это предложение жителей категорически не устроило.
В ходе пресс-конференции всплыли еще два обстоятельства, которые — теоретически — могут стать препятствием для стриотельства трассы по утвержденной на сегодня траектории.
Первое — жители Тарлашей припомнили, что возле села имеется язвенный скотомогильник, сооруженный еще в конце XIX века и использовавшийся вплоть до 80-х годов. Об этом же, рассказали делегаты, они говорили на одном из круглых столов. Им тогда возразили: информации о скотомогильниках нет. Но выяснилось, что данных о скотомогильниках нет по другому сельскому поселению, а есть или нет он в Тарлашах, неизвестно. Жителям пообещали исследовать местность. Но когда это произойдет и произойдет ли вообще — неизвестно.
Второе — деревня Березовка, рядом с которой должна пройти магистраль, находится в зоне посадочного коридора аэропорта "Казань". Вокруг нее находятся семь трубопроводов. То есть, строить там трассу может быть опасно.
Прокомментировать это обстоятельство никто не смог. Пресс-секретарь Минтранса призвала только доверять специалистам.
Дмитрий Дементьев объяснил, почему власти отвергли вариант, предложенный жителями. Первая причина — трасса задела бы заказник "Лабышкинские горы" в Камско-Устьеинском районе. Вторая — рядом с ней оказался бы нефтепровод.
При этом, напомнил Дементьев, в Лаишевском районе местность, где сейчас решено строить автостраду, входила в состав Волжско-Камского заповедника. Примерно год назад татарстанские власти ее из этого состава вывели.
- Трасса М12 — платная магистраль, которая должна соединить Москву с Казанью и Нижним Новгородом. Дорога включена в реализацию глобального государственного проекта "Европа - Западный Китай".
- Протяженность трассы по территории республики составит 142 км. Ее стоимость оценили в 163 млрд рублей.
- Летом 2020 года в Татарстане начались протесты против строительства трассы по сельским поселениям и в непосредственной близости от них. Но длились они недолго: единственный митинг жителей Лаишевского района состоялся в Казани в начале октября, в проведении следующих акций власти под разными предлогами отказали.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.