Ссылки для упрощенного доступа

Отключай и властвуй. Как председатель дачного товарищества "кошмарит" садоводов-пенсионеров


Нина Карпенко
Нина Карпенко

Очередную зиму садоводы с Сухой реки встретили в состоянии обострившегося конфликта с председателем дачного товарищества. Всем неугодным этот председатель перекрывает воду и обрубает свет — и никакой управы на него найти невозможно, пожаловались пенсионерки корреспонденту "Idel.Реалии": полиция и прокуратура в ответ на их обращения лишь умывают руки.

Выезд из Казани, Сухая река. За воротами с надписью "Дачное некоммерческое товарищество №7" на самом деле располагаются сразу два товарищества — садовое и дачное. Раньше вся территория здесь принадлежала СНТ №7 — однако в конце нулевых несколько садоводов взяли и организовали внутри СНТ собственное дачное товарищество во главе с Владимиром Чапчуровым. Многолетний конфликт садоводов и дачников берёт начало именно в этой точке.

Нина Карпенко, член СНТ с 1957 года, рассказывает, что Чапчуров поставил садоводам ультиматум: или начинают платить ему в ДНТ, или им отрежут свет и воду. Чапчуров, по словам Нины Петровны, и до этого пытался оказывать садоводам "услуги" — но поскольку всем необходимым их десятилетиями обеспечивал завод КМПО, оставалось непонятным, зачем за всё имеющее платить каким-то третьим лицам.

По мнению Карпенко, садоводы столкнулись с самым настоящим рейдерским захватом.

— С чего начался захват: средь бела дня приехал Чапчуров с краном. Демонтировали наш трансформатор, поставили другой, стали говорить: трансформатор сломался, его отправили в ремонт. И началась тяжба за электроэнергию, — вспоминает пенсионерка.

До весны 2013 года борьба велась с переменным успехом — и поначалу казалось даже, что весы склоняются в пользу СНТ: ведь именно у садового товарищества имелся заключенный договор на электроснабжение с Энергосбытом.

— В апреле 2013 года "Энергосбыт" присылает в наше товарищество допсоглашение к договору, из допсоглашения при этом исчезает наш, седьмой сад (помимо седьмого сада, на территории которого разгорелся конфликт, в районе Сухой реки располагается целая группа садовых обществ), — рассказывает Карпенко. — Причем они явились как раз в тот момент, когда у умер прежний председатель, Морозов. И на наше горе новая председатель товарищества подписывает это соглашение — и с тех пор договор на электроснабжение у Чапчурова! Причем новая председатель тут же написала в "Энергосбыт", что она по незнанию, случайно, не проведя собрания товарищей подписала это допсоглашение — но, что бы она ни писала, договор "Энергосбыт" не перезаключал. Но помимо электроэнергии у нас система водопроводов, громадные баки, куда насос качает — это всё у нас в СНТ!

— До сих пор?

— До сих пор!

— Но Чапчуров, как вы утверждаете, просто берёт — и вам трубы обрезает?

— Вся соль в том, что нас никто не защищает. Ни одна служба…

Сейчас на участке Нины Карпенко нет ни электричества, ни воды. При этом, самое парадоксальное, задолженностей у неё нет. Она исправно платит деньги во всё ещё существующее СНТ, то, в свою очередь, перечисляет их в ДНТ.

— Нина Петровна все эти годы добросовестно платила взносы в СНТ, — уверяет садовод Ольга Тимиргазеева, присутствующая при нашем разговоре с Карпенко. — Я сама лично видела квитанции. Результат — ноль.

— Он получил эти 14400 рублей — это манна небесная ему упала! — обреченно машет рукой пенсионерка.

Нина Карпенко и Ольга Тимиргазеева
Нина Карпенко и Ольга Тимиргазеева

Участки с обрезанными водопроводными трубами и исчезнувшими проводами раскиданы по всей территории сада №7. Владельцев объединяет одно: все они тем или иным образом рассорились с председателем ДНТ. Для того, чтобы попасть в список врагов Чапчурова, требуется совсем немного, объясняют мне женщины. Достаточно начать выяснять, насколько обоснованы суммы, которые собирает с дачников и садоводов председатель.

У Нины Карпенко — особый случай: у неё уже 13-летний конфликт с Чапчуровым. А вот Ольга Тимиргазеева в чёрный список угодила сравнительно недавно.

— У меня был свет. С 2018 года по 28 августа 2020 года — я тоже добросовестно плачу в СНТ взносы. Я сперва не возмущалась и не вникала во всё это — ну платила и платила, а потом стала спрашивать, куда уходят наши взносы. У меня текла труба — я четыре года ходила за ним!.. На участке было болото, я думала, у меня дом поедет!.. Потом всё-таки привезли эти трубы — я ходила за ним, просила сварщика... В итоге привезла своих сварщиков — они сварили трубы мне и всем соседям. А когда стала говорить Чапчурову: "Володь, я заплатила этим сварщикам. Давай в счёт взносов как-то…", услышала в ответ — "Нет, это твои сварщики, твои дела…"

В конце августа 2020-го Тимиргазеева и ещё несколько её соседей тоже остались без электричества. Провода с тянущейся от соседнего, восьмого сада линии электропередачи срезали по команде Чапчурова. Председатель ДНТ заявил, что исполняет решение суда, вынесенное заочно в отношении владелицы одного из участков.

— Он тряс этим решением, но никому его не показывал, — вспоминает Тимиргазеева. — Но я потом всё равно нашла его. Это решение, которое даже не вступило в силу, оно на апелляционном рассмотрении находится — отключить только один участок, последний по линии!

На следующий день, 29 августа, садоводы вновь подключились к линии электропередачи — но уже 1 сентября Чапчуров вновь оставил их без света.

Ольга Тимиргазеева
Ольга Тимиргазеева

— Это же — порча имущества, это самоуправство! — негодует Тимиргазеева. — Во-первых какое право он имел сам исполнять решение суда? Он что, судебный пристав? Во-вторых, решение даже не вступило в законную силу! В-третьих, оно касалось лишь одного участка — а пострадали пять!

По словам женщины, общий ущерб потянул на 80 тысяч рублей — и речь не только о порче имущества, оба раза после обрезания проводов исчезали и комплектующие.

Но полиция, которую вызвала Тимиргазеева, в результате вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В документе, копия которого есть в распоряжении редакции, упоминается, что свои действия Чапчуров обосновывает необходимостью исполнить решение суда — и при этом признаётся, что Чапчуров должен был обесточить не пять, а всего лишь один участок. При этом и.о. дознавателя, участковый отдела полиции "Авиастроительный" Шарафеев Р.И., даже не указывает в постановлении номер гражданского дела, по которому вынесено заочное судебное решение — поэтому складывается впечатление, что он пишет об этом, просто пересказывая объяснение председателя ДНТ и полностью этому объяснению доверяя. А вот словам самой заявительницы участковый доверяет, видимо, уже намного меньше.

"...что Тимиргазеева О.С. является собственником никто не устанавливал, а стало быть требовать провода Тимиргазеева О.С. как собственник, не имеет права", — рассуждает в постановлении участковый (авторские орфография и пунктуация сохранены). А, стало быть, резюмирует он, ни самоуправства, ни умышленного повреждения чужого имущества в действиях Чапчурова не было.

По дате — а это 5 ноября 2020 года — можно предположить, что постановление является плодом более чем двухмесячного труда участкового Шарафеева. Однако у Ольги Тимиргазеевой, ведущей довольно интенсивную переписку с полицией и прокуратурой, есть копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 4 сентября 2020 года. Подписан документ всё тем же Шарафеевым — и при сравнении двух постановлений складывается впечатление, что новый документ по большей части копирует предыдущий.

Из прокуратуры, сетует Тимиргазеева, по большей части тоже приходят отписки. После августовского конфликта с обрезанием проводов, рассказывает женщина, в этом ведомстве сообщили, что её заявление приобщено к делу Бойковых.

Бойковы, объясняет мне садовод, многодетная семья, круглый год проживающая на территории СНТ. Таких как они называют зимниками. У них дом в садовом товариществе — единственное жильё. С Бойковыми у Чапчурова тоже вышел конфликт:

— Кроме показаний по счетчикам, он с каждого зимника берет от 3 до 5 тысяч рублей "за потери". То же самое произошло с Бойковыми. За свет у них нагорает 200-300 рублей, потому что они обогреваются печкой, а Чапчуров с них "за потери" потребовал пять тысяч. Они позвонили в Татэнергосбыт. Там сказали: "Да вы что! У вас на весь сад не нагорает трех тысяч за потери!". И тогда они напрямую заключили договор с Татэнергосбытом. Чапчурову это не понравилось — и он в феврале отключает эту многодетную семью от света. Они обратились в УФАС, УФАС его оштрафовала — и он подал в суд на УФАС. Процесс до сих пор длится…

Ну а Нине Карпенко — кстати, ветерану труда, заслуженному работнику КМПО и инженеру-конструктору 1 категории — управу на председателя ДНТ пришлось искать ещё выше. Ведь бесконечные хождения в прокуратуру, полицию и суды, сетует пенсионерка, не привели ни к чему, несмотря на полный пакет документов, подтверждающих её правоту, включая судебные решения. И тогда она написала президенту России Владимиру Путину.

Конечно, шансы на то, что письмо попало на стол главы государства минимальны, признаёт Карпенко — но прокуратура после этого, уверяет она, буквально "забегалась", чтобы вернуть на её участок воду и свет. Вот только почему-то не особо в этом преуспела… Впрочем, выход из скользкой ситуации в результате был найден: приставы отчитались перед прокуратурой, что коммуникации на участок Карпенко вернули, а прокуратура, в свою очередь, отчиталась об этом "наверх", в Москву.

Так что сама Нина Петровна завершала очередной летний сезон в своём саду без света и воды — но с этими, вне всяких сомнений, воодушевляющими ответами.

Нина Карпенко на своём участке с обрезанным шлангом
Нина Карпенко на своём участке с обрезанным шлангом

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG