Ссылки для упрощенного доступа

Экспертный совет при Милли Шура: выход из "внутренней эмиграции", битва за перепись и будущее Татарстана


Президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель Комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка Марат Ахметов. Архивное фото
Президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель Комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка Марат Ахметов. Архивное фото

Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин рассуждает о Национальном Собрании татарского народа.

"Малыми делами" увлеклись как лояльные прогосударственные структуры, так и внесистемные общественники

В минувшую субботу, 5 декабря, состоялось годовое отчетное заседание Милли Шура (Национального Собрания) Всемирного конгресса татар. В этом году по понятным причинам оно прошло в онлайн-формате: непосредственно в зале заседаний собралась лишь небольшая часть Собрания, представители же регионов подключились через платформу ZOOM. А двумя днями ранее в Муслюмовском районе Татарстана прошла встреча руководства Конгресса татар с представителями татарских общественных организаций из районов Башкортостана. Эти два события тесно связаны между собой: тем, что оба мероприятия официально проходили под эгидой дальнейшего продвижения программы "Татары. Стратегия действия", которую татарской общественности подсунули вместо полноценной Стратегии развития татарской нации. Обе встречи: и онлайн, и та, что состоялась в Муслюмовском районе РТ — показали, что далеко не это волнует умы обычных людей...

А что волнует? Предстоящая перепись населения. Это ясно чувствовалось и в Муслюмово, и в ZOOM. Однако серьезного обстоятельного разговора на эту тему пока не получилось. Глава Милли Шура Василь Шайхразиев обещал для этого собраться более обстоятельно в январе. Поживем — увидим.

Тогда для чего собирались? Ожидалось, что на заседании Милли Шура будет-таки принято заявление против ликвидации Конституционных судов национальных республик РФ. Но уже подготовленный текст "неожиданно" исчез из поля зрения и на суд общественности так и не был допущен. Видимо, "сверху" снова было спущено табу на любое упоминание этой темы. По старой традиции были услышаны отчеты регионов о проделанной за год работе.

Из интересного — выступление члена Милли Шура с предложением о создании Совета экспертов и реанимации Центра этнологического мониторинга. Предложение это было одобрено. Для чего?

Мы даже не знаем, в какой реальной ситуации живут многочисленные анклавы татар, раскинутые по регионам РФ и зарубежным странам. Не исследуются происходящие в них этнические, экономические и политические процессы.

Центр этнологического мониторинга — как научное подразделение Института истории им. Ш.Марджани — недолгое время существовал в самом конце нулевых, но затем был закрыт единоличным решением директора института Рафаэля Хакимова. Основным направлением его деятельности был анализ этнической ситуации внутри большой татарской нации, прогноз численности татар к 2025 году. В самом Конгрессе татар уже долгие годы — несмотря на немалый штат — нет людей, занимающихся подобной аналитикой. Нет вообще аналитического центра. Более того, к стыду всего Татарстана стоит сказать, что подобного аналитического центра нет даже в большой Академии наук РТ. Проще говоря, мы даже не знаем, в какой реальной ситуации живут многочисленные анклавы татар, раскинутые по регионам РФ и зарубежным странам. Не исследуются происходящие в них этнические, экономические и политические процессы. Одной из причин печального окончания громко распиаренной работы над "Стратегией развития татарского нации" как раз явился острый недостаток фактической и аналитической информации о современном положении татарского народа и кадров в лице экспертов, "владеющих темой".

Что касается Совета экспертов, то он должен стать площадкой по анализу положения татарского народа, его сегодняшнего облика и по выработке ответов на те вызовы, которые стоят перед ним, но уже в более глобальном смысле. Дело, конечно же, важное, ведь татары жутко увлеклись теорией "малых дел". Во многом это своеобразная защитная реакция на внешние проявления той среды, в которой сегодня вынуждена существовать татарская нация. "Малыми делами" увлеклись как лояльные прогосударственные структуры, так и внесистемные общественники (им это простительно, учитывая, что никаких ресурсов у них вообще нет). В реальности это своеобразный пример "ухода во внутреннюю эмиграцию". В конце нулевых в среде татарской общественности была популярной красивая теория о необходимости заменить концептуальные вещи неким всеобъемлющим "креативом", представленным в виде панацеи от всех бед. Но последнее десятилетие показало, что это было красивым, но малоэффективным решением. Ведь "креативить" эффективно можно лишь тогда, когда в сознании сформирован образ будущего, когда чётко очерчены цели и задачи. Честно говоря, довольно наивно полагать, что общественники, многие из которых занимаются в своей обычной жизни бытовыми вопросами и нечасто интересуются текущей политической ситуацией в федерации, сами по себе (из ниоткуда) выдадут какую-либо новую спасительную идею.

Проще говоря, должен быть симбиоз "теории и практики", без которой любая, даже самая эффективна задумка в конечном итоге превращается во всё тот же "сабантуй", который ругаем в последнее время, пожалуй, всеми. Т.е. мероприятие ради мероприятия. Самое главное, мы должны понять, в какой ситуации пребываем, чтобы адекватно этой самой ситуации выработать пути решения сложившихся проблем и вызовов.

Пока всё, что оттуда доносится — абсолютно бесцельный лоббизм различных ведомств и влиятельных людей по банальному освоению средств, отпущенных на поддержку татарского языка

Поэтому в любом случае татарам остро необходима экспертная площадка, где можно было бы обсуждать актуальные вопросы. Ни Милли Шура, ни комиссия по татарскому языку при Госсовете (возглавляемая Маратом Ахметовым) эту функцию нести не могут и, увы, не несут. В первом случае там сидят общественники, большинство из которых, боясь испортить отношения с властями (причем, это особенно актуально для татар, проживающих в разных регионах нашей федерации) "фильтруют базар". Во втором случае комиссию по татарскому языку "оккупировали" чиновники из различных ведомств, которые не в состоянии превратить комиссию ни в публичную трибуну, ни в скрупулезно работающий орган. Пока всё, что оттуда доносится — абсолютно бесцельный лоббизм различных ведомств и влиятельных людей по банальному освоению средств, отпущенных на поддержку татарского языка.

Эта проблема особенно актуальна для Конгресса татар и его руководящего органа в лице Милли Шура (Национального Собрания). Понятно, что Конгресс — это полугосударственная общественная организация и поэтому его возможности, в целом, всегда ограничены. Он не в состоянии заниматься политикой как таковой, и это сковывает его во многих действиях, которые он должен был бы предпринимать как высший представительный орган татарской нации. Но никто не ограничивал и не может ограничивать аналитическую работу. Совершенно очевидно, что и огромная Академия наук РТ самостоятельно не в состоянии заниматься чем-то подобным. Здесь нет структур и наблюдается большой дефицит адекватных кадров. Конечно, у людей существуют опасения, что и на этот раз ничего не получится и всё захлопнут на ходу. Риски есть, но это вовсе не значит, что ничего не надо делать. Если бить в одну точку, то результат будет — рано или поздно. Именно поэтому должны хотя бы попробовать. К сожалению, в силу ряда всем известных причин и отсутствия финансовых и организационных ресурсов, собрать экспертную группу вне Конгресса на сегодняшний день невозможно. В этом надо отдавать себе отчет. Будущее КПД Экспертного совета и Центра этномониторинга напрямую зависит от того, кого включат в их состав. Если преобладать там будут те же самые проплаченные эксперты из государственных структур (например, социологи, которые по приказу сверху рисуют тот результат, который им укажут) или руководители бюджетных научных учреждений, вузов (которые, боясь за свои кресла, будут держать язык за зубами), то, безусловно, ничего не получится. Здесь очень многое зависит от того, кто именно будет играть главную, организующую скрипку. Если будет набор классических кабинетных ученых, не знакомых с реальной жизнью татарской нации или боящихся высказать свое мнение, то пиши-пропало. Если же Экспертный совет будет автономным и независимым от "высокого мнения", а рабочую группу составит костяк из более или менее свободно мыслящих экспертов, то положительный эффект будет непременно.

Политическая ситуация, в целом, меняется, и совершенно непонятно, в какой стране мы будем жить завтра

А задач у Совета и Центра хоть отбавляй! Это и выработка образа будущего страны, республики, в котором татарской нации и другим народам федерации будет отведено достойное место. Мы все видим, что политическая ситуация, в целом, меняется, и совершенно непонятно, в какой стране мы будем жить завтра. В этой связи мы должны предугадать характер этих изменений и выработать свою собственную позицию и стратегию, чтобы максимально защитить наши интересы в грядущую эпоху "перемен". В Москве десятки всевозможных аналитических центров и институтов, но ни один из них не работает на интересы татарской нации. Из практических вещей казанский экспертный орган, используя политтехнологический инструментарий, должен выработать условную методичку по противостоянию идеологическим диверсиям против татарского народа: будь то тренд на русификацию или ликвидацию национальных республик.

В ближайшей же перспективе вызов №1 — попытки разделить татар на обособленные этнические группы и произвести башкиризацию татар в ходе предстоящей переписи населения. В информационном мире, в котором сейчас все мы живём, главная борьба идет не за финансовые ресурсы, а за умы, мировоззрение людей. Здесь только голыми лозунгами или привычным "сабанутем" не обойтись. Проще говоря, нужно объяснять людям, для чего нужно сохранять наш народ, наш язык, нашу республику и в чем заключаются наши национальные интересы — связав это с жизнью каждого отдельного татарина.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG