В конце ноября 2020 года прошел очередной, 9-й по счету Форум Свободной России (ФСР) — совещание наиболее радикальной части российской оппозиции, традиционно съезжающейся на него в Вильнюс из политической эмиграции и из самой России. На этот раз по понятным причинам мероприятие проходило не в Вильнюсе, а в интернете, однако, благодаря хорошей организации качеству обсуждения это не повредило.
Прошлогодний ФСР вызвал уже традиционные нарекания со стороны некоторых национальных общественников в связи с игнорированием российской оппозицией проблем народов и регионов под властью Москвы. С подобными претензиями раньше выступали самые разные люди, например, Боляень Сыресь, лидер эрзянского движения в эмиграции и один и из руководителей платформы "Свободный Идель-Урал" или Айрат Дильмухаметов, чье обращение к ФСР в 2018 году было приобщено следствием к уголовному делу против него, закончившемуся его осуждением на 9 лет колонии строго режима. В нынешнем ФСР представители "Свободного Идель-Урала" принимать участие не захотели, но идеи Айрата Дильмухаметова и его сторонников из Башкортостана и Калмыкии были представлены в лице поддержанной ими платформы "Самоопределение Народов России" (СОНР), а проблема возможной геополитической реорганизации РФ стала одной из основных тем обсуждения.
Для обсуждения национальных и региональных движений и перспектив децентрализации России после устранения нынешнего режима была выделена отдельная дискуссионная панель "Можно ли возродить федерализм в России?", которую модерировал карельский регионалист Вадим Штепа. Однако эта проблематика поднималась и в рамках других панелей. Так, на панели "Конституционное переформатирование режима: предварительные итоги и перспективы" Игорь Яковенко повторил свой ранее высказанный тезис о том, что "один из базовых процессов, который будет происходить после демонтажа путинского режима, это будет процесс начала распада России как единого государства", а Леонид Гозман заявил, что в этом случае "весьма вероятен отход некоторых территорий от Российской Федерации… отход Северного Кавказа выглядит очень вероятным, а формирование Уральской Республики менее вероятным", предложив отказаться от "паранояльного стремления нынешних властей удерживать территории" и прописать в будущей конституции механизмы выхода для желающих отделиться территорий. На панели "Минные поля постсоветского пространства" Гарри Каспаров высказал схожую мысль: "В случае серьезного политического кризиса, который приведет к изменению политической системы России, российская география потерпит серьезные изменения". Всем этим не упустила возможность воспользоваться властная пропаганда, яркие представители которой Ольга Скабеева и Евгений Попов в своей программе "60 минут по горячим следам" на РТР представили прошедший форум миллионам зрителей как собрание "расчленителей России".
Меж тем, парадоксальным образом на панели, в которой приняли участие представители национальных и регионалистских движений, говорили не о "расчленении" или распаде, а как раз о перспективах возрождения федерализма в России и том, на каких принципах оно могло бы произойти.
Четкую программу рефедерализации озвучил Михайл Войтенков, представлявший регионалистов Ингерманландии (историческое название территории нынешних Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Согласно ей, все субъекты РФ должны стать республиками, которые будут оставлять у себя 90% собираемых в них налогов, а остальные 10% отправлять на общие целевые нужды, которые должны будут обладать большинством властных полномочий, а общие федеральные органы формировать по принципу субсидиарности вместо нынешней "вертикали власти", и наконец, выберут себе новую столицу — не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а либо в одном из малых городов, либо в специально построенном новом, либо разделив столичные функции между несколькими городами.
Интересно сопоставить видение ингерманландского регионалиста Войтенкова с размышлениями об Уральской Республике российского либерала Леонида Гозмана. Очевидно, что для последнего гипотетическое появление Уральской Республики выглядит как распад России, которую он готов сократить территориально, но мыслит исключительно "единой и неделимой" внутри той территории, в границах которой она сохранится. Для регионалистов же, напротив, превращение всех российских территорий в республики, которые совместно выстроят общее геополитическое и экономическое пространство, является альтернативой как нынешней централистской диктатуре, так и "серьезным изменениям российской географии", которое должно придти ему на смену по мнению некоторых российских либералов.
Однако если гипотетические Уральская, Ингерманландская и прочая республики на месте нынешних краев и областей РФ только могут возникнуть, то национальные республики, названные именами их титульных народов в ней уже существуют. При этом, с одной стороны, нынешняя власть шаг за шагом превращает их во все более номинальные образования, лишая их атрибутов государственности, добытых в 90-е годы прошлого века, с другой стороны, внутри российской оппозиции, включая ее либеральное крыло существуют сторонники их окончательной ликвидации в будущем, как это делает Михаил Ходорковский. В такой ситуации важным было участие в панели принципиальных защитников права народов на самоопределение и национальных республик как формы реализации этого права.
Так, Ленар Мифтахныкы, представлявший на ФСР татарстанское общественное движение "Керпе Юлы", выступил за возврат Татарстану прав и полномочий, отнятых у него при нынешней власти, и за четкое разграничение в будущем полномочий субъектов федерации и федерального центра, при котором понятие "совместного ведения" исчезнет и будут либо республиканские, либо федеральные полномочия. А автор этих строк, выступая от имени платформы Самоопределение Народов России, напомнил, что право народов на самоопределение это не выдумка большевиков, как сегодня утверждают многие, а принцип, признанный освободительными движениями народов России с начала XX века и подтвержденный Учредительным собранием 1918 года и продолжателями его дела в последующем. И что без признания и уважения этого принципа, который является исторической основой российского федерализма, его возрождение и сохранение РФ будут невозможны.
В федералистской панели ФСР приняли участие представители создающейся сейчас Федеративной Партии России, в том числе ее лидер Олег Хомутинников. Обсуждение накануне политической части ее программы стало предметом горячих дискуссий ее сторонников и руководителей, что показательно, учитывая явную аффилированность некоторых из них со структурами "Открытой России" Михаила Ходорковского. В околопартийных дискуссиях прямым текстом звучали предложения ликвидировать национальные республики, равно как и наоборот, звучали предложения наделить правами республик все субъекты федерации, за что выступают регионалисты. По итогам пока победила компромиссная формулировка: "Партия уважает закрепленные законодательством РФ статусы субъектов федерации и считает недопустимым их понижение". В целом же очевидно, что идеологией этой партии является (пока?) в лучшем случае экономический, а никак не политический федерализм, и тем более не регионализм, который в ее программе назван "реальной опасностью для единства страны".
Но как бы то ни было, несмотря на разницу в подходах и мнениях участников прошедшего Форума Свободной России, самим фактом их сбора он подтвердил, что является единственной общероссийской (хотя и выдавленной в эмиграцию) политической площадкой, на которой возможно свободное обсуждение подобных тем, не просто табуированное, но и уголовно наказуемое в нынешней России. И в этом смысле он вполне соответствует своему названию.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.