Следственный комитет начал шестую проверку жалобы нижегородца Максима Гаврилова на избиение сотрудниками полиции, сообщает Комитет против пыток.
За два года, по данным комитета, следственные органы пять раз незаконно отказывали в возбуждении уголовного дела и до сих пор не опросили ключевого свидетеля, который утверждает, что видел избиение Гаврилова.
27 ноября 2018 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился житель Нижнего Новгорода Максим Гаврилов. Он рассказал, что утром 24 ноября он вместе с женой и тещей прехал на железнодорожный вокзал, чтобы отправиться в Москву и посетить вечером Большой театр. На платформе к Гаврилову подошли три человека в гражданском, вручили лист бумаги и попросили расписаться. Впоследствии оказалось, что это было постановление о принудительном приводе Гаврилова в качестве свидетеля по уголовному делу.
Полицейские выкрутили Гаврилову руки, надели наручники и повели в сторону подземного перехода. Он неоднократно задавал вопрос о причинах задержания, но ему не отвечали, а после очередного такого вопроса уже в подземном переходе сотрудники полиции нанесли ему несколько ударов по голове и в грудь, отчего он повалился и повис на руках полицейских. Затем его вывели из перехода, посадили в обычный гражданский автомобиль и повезли в неизвестном направлении.
Во время поездки Гаврилов спрашивал, куда его везут, однако ответа не получал. В машине, со слов заявителя, ему также нанесли несколько ударов руками по туловищу и голове. Доставили Гаврилова в отдел полиции № 5 УМВД России по Нижнему Новгороду, завели внутрь и проводили в актовой зал ожидать следователя. Максим рассказывает, что там его продолжили избивать, нанесли более десяти ударов.
Уже позднее стало известно, что Гаврилова задерживали сотрудники 11 отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Нижнему Новгороду в связи с его неоднократным отказом явиться для дачи объяснений в рамках уголовного дела. Сам Гаврилов отрицает получения каких-либо вызовов от следователя, фигурантом этого уголовного дела он не являлся.
В отделе полиции в результате пережитого стресса Гаврилову стало плохо, у него повысилось давление. Ему вызвали бригаду скорой помощи. Прибывшие по вызову врачи диагностировали гипертонический криз и госпитализировала его в городскую больницу № 5. Впоследствии, согласно заключению судебно-медицинского эксперта, у Максима Гаврилова были зафиксированы телесные повреждения: "Кровоподтеки ушных раковин, заушной области слева, передней поверхности грудной клетки, ссадины теменно-височной области слева".
В тот же день после оказанной медицинской помощи Гаврилов обратился с заявлением о преступлении в Следственный комитет.
25 декабря старший следователь следственного отдела по Нижегородскому району Александр Марченков по итогам рассмотрения этого сообщения о преступлении направил материал по подследственности в Приволжское транспортное управление на транспорте Следственного комитета России, однако 21 января 2019 года материал проверки был возвращен оттуда обратно.
С тех пор следователи следственного отдела по Нижегородскому району регулярно отказывали Гаврилову в возбуждении уголовного дела, но эти отказы впоследствии признавались незаконными.
"Две недели назад руководство следственного отдела признало последнее "отказное" постановление следователя Урусова законным, однако в прокуратуре с этим не согласились и его отменили. Мы разделяем позицию прокурора, поскольку следователи провели далеко не все проверочные действия, необходимые для вынесения законного решения, и не дали оценку важным обстоятельствам произошедшего. Так, следователи долгое время категорически отказывались искать и опрашивать очевидцев произошедшего между Гавриловым и полицейскими в подземном переходе, ссылаясь на то, что эти очевидцы постоянно проживают в Перми, а у нижегородских следователей якобы нет возможности направить своим пермским коллегам поручение об их опросе, — говорит юрист Комитета против пыток Юлия Осипова. — Мы своими силами смогли отыскать и опросить этих очевидцев и только после обращения к заместителю руководителя регионального следственного управления Дмитрию Канонерову в марте текущего года следователи предприняли самостоятельные шаги к их опросу, но до сих пор не выполнили этого в полном объеме. Так спустя два года до сих пор не опрошен один из ключевых свидетелей, который ранее нам подтвердил, что видел избиение Гаврилова".
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.