Жители района и поддерживающие их экоактивисты республики намерены были протестовать против бесконтрольной разработки карьеров промышленниками, из-за чего в нескольких населенных пунктах резко ухудшилось состояние окружающей среды.
Напомним, жители деревень Ташла и Мендим уже около десяти лет протестуют против разработки двух карьеров, расположенных вблизи их домов. В карьерах, которые принадлежат зарегистрированным во Владимирской области компаниям ООО “Карьер Ташла” и ООО “Авалон”, добываются щебень и доломит. Добыча производится взрывным способом, от чего страдают жилища. Кроме того, как заявляют местные жители, отходами производства загрязняются водоемы, которые находятся в курортной зоне и снабжают питьевой водой деревни.
Осенью нынешнего года году к борьбе местных жителей подключились активисты недавно созданной организации “Зеленый щит Башкортостана – Куштау”, совершившие несколько экологических рейдов в Гафурийский район и выяснившие подробности разработок.
Так, один из карьеров, по словам жителей, находится всего в 600 метрах от домов деревни Ташла. Карьеры не обнесены ограждениями.
— У нас постоянно гремят взрывы, дома подпрыгивают. У одного односельчанина дом с фундамента съехал, у другого в бане потолок упал. К чему такие мощные взрывы в санитарно-курортной зоне и в непосредственной близости от жилых домов?! — возмутился житель деревни Ташла Александр Сорокотяга.
— Летом у нас — пыль, гарь от проезжающих большегрузов. Постиранные вещи на улице просушить невозможно, на них сразу вся эта грязь оседает. У карьера нет отвалов и все отходы, вся грязь стекает в речку, где купаются наши дети. Вообще-то, мы живем здесь в курортной зоне, к нам на лето приезжают дети, внуки из городов, с вахты с Севера, чтобы отдохнуть. А получается, наоборот, — прибавил еще один житель деревни Леонид Федоров.
Жители деревень Ташла и Мендим особенно беспокоятся реку Усолка, отмечая, что в ее верховья поднимается на нерест хариус. Известный в республике биолог Михаил Кривошеев отмечает, что в Усолке, кроме европейского хариуса, обитают также ручьевая форель, таймень обыкновенный, русская быстрянка, занесенные в Красные книги России и Башкортостана.
Еще один предмет для беспокойства — находящиеся в десяти километрах ниже по течению Усолки знаменитые соленые источники курорта Красноусольск. Гафурийцы опасаются, что отходы от добычи щебня, загрязняющие реку, могут со временем совсем уничтожить источники.
— Владельцы карьера несколько лет назад заявили нам: “Вы здесь никто; покупайте противогазы и живите”. Мы десять лет писали во все инстанции — Хамитову, Хабирову, в администрацию президента России. Ответы были примерно такими же. Мы добились на сельском сходе, чтобы на улице Центральная в деревне Ташла поставили знак “Движение грузовых автомобилей запрещено”. Владельцы карьеров подали в арбитражный суд на наш сельсовет, проиграли иск всюду - и в первой инстанции в республике, и в апелляции, и в кассации. Знак висел, но большегрузы все равно ездили, не обращая на него никакого внимания. А затем сельсовет вообще знак снял, — рассказал “Idel.Реалии” Александр Сорокотяга.
На 29 ноября жители деревень Ташла и Мендим запланировали сход граждан, на котором намеревались выразить протест против наносимого разработкой карьеров вреда окружающейсреде и бездействия властей. Однако, администрация Гафурийского района согласовать сход отказалсь, сославшись на указ главы республики, запрещающий, в связи с эпидемией коронавируса, проведение публичных мероприятий с участием более 30 человек. В уведомлении же о проведении схода было указано, что в мероприятии могут принять участие до 200 человек.
— Мы проводить сход будем не в помещении, а на улице, с соблюдением необходимой социальной дистанции и с масками. К тому же, у нас не митинг, а сход, на который, вообще-то, не нужно никакого согласования, — сказал активист Александр Сорокотяга.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.