Ссылки для упрощенного доступа

Конференция без итогов. Как казанские активисты о давлении говорили


Алексей Златкин (слева), Фарит Закиев (в центре), Руслан Зинатуллин (справа)
Алексей Златкин (слева), Фарит Закиев (в центре), Руслан Зинатуллин (справа)

В Казани прошла конференция о преследовании гражданских активистов. Собравшиеся планировали выработать инструменты и озвучить ключевые тезисы борьбы против силовых обысков, задержаний и обвинений. К чему пришли активисты в итоге — в материале "Idel.Реалии".

— Это пятое место, которое мы бронировали для проведения конференции, — сообщил корреспонденту "Idel.Реалии" один из организаторов конференции, активист Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Раис Хабиров.

Встреча прошла в гостинице "Регина" на улице Петербургская. Перед этим, как стало известно изданию, активисты пытались забронировать конференц-зал в отеле "Татарстан". Раис Хабиров уточнил, там отказались предоставлять зал за день до встречи. В самом отеле корреспонденту "Idel.Реалии" сказали, что никаких бронирований на день конференции нет и не было. Изначально встреча планировалась на субботу, 14 ноября, но из-за проблем с определением места ее перенесли на воскресенье.

В 14:00 в конференц-зале гостиницы "Регина" было около 30 человек. Первые ряды заняли выступающие, за ними — слушатели. За столом напротив расположились организаторы — глава ВТОЦ Фарит Закиев и председатель реготделения партии "Яблоко" Руслан Зинатуллин. Модератором конференции был юрист Алексей Златкин.

Началась конференция с ссоры. Несколько человек, занимавшие вторые ряды возмутились тем, что попадают в кадры при съемке зала. "Мы уже сталкивались с тем, что после выхода с таких мероприятий рядом с нами останавливались машины и тоже фотографировали нас", — возмутилась женщина пожилого возраста.

В ответ модератор конференции Алексей Златкин сказал, что мероприятие является публичным и открыто для всех желающих. Организаторы не ставили запрет на съемку, а это значит, что недовольным слушателям стоит обратиться к фотографам и попросить не использовать кадры с ними. Всем несогласным с такой позицией Златкин предложил покинуть зал. В ответ группа из пяти человек направилась к выходу. Там взбунтовавшаяся женщина предлагала и другим слушателям покинуть зал. Фактически конференция началась после того, как за недовольными закрылась дверь.

— Когда наступает кризис власти, она входит в критическое положение. Она сначала начинает ужесточать правовой произвол, а потом переходит к откровенному террору. Этот террор может ожидать и нас в последующем. Он уже начался: убит Немцов, недавно отравили Навального. В конечном счете ужесточение произвола все более и более усугубляется по всем фронтам, — сказал Златкин, открывая дискуссию.

Он привел в пример события в Беларуси. Высказался о применении в России антимитингового законодательства, уголовных статей об экстремизме во время публичных акций, силовых обысков для нейтрализации гражданских активистов. Как модератор Златкин в начале своего выступления не озвучил конкретные тезисы для защиты гражданских активистов. Это право он оставил за выступающими.

Следом за модератором микрофон перешел к главе татарстанского "Яблока" Руслану Зинатуллину. Он в своем выступлении отметил три глобальные проблемы в отношениях активистов и власти.

Среди них — приравнивание одиночных пикетов к массовым, пренебрежение "термином сборно-разборная конструкция" при составлении протоколов, участившиеся случаи обысков у активистов, угрозы возбуждением уголовных дел по экстремистским статьям за озвученное мнение. В последнем случае Зинатуллин сослался на уголовное дело по ч.2 ст.282 УК РФ, возбужденное после митинга ВТОЦ в минувшем году, а также на предостережение, врученное прокуратурой активисту Наилю Набиуллину.

Для борьбы с этим Зинатуллин предложил отменить систему согласования публичных акций с исполкомом; обязать полицейских пресекать нарушения во время мероприятия, а не через несколько месяцев; разъяснить, что значит термин "сборно-разборная конструкция" и в каких случаях он может применяться.

— Я считаю, законодательно должен быть введен запрет на проведение обысков у свидетелей. По факту такие обыски нужны для устрашения активистов. Переводите свидетеля в статус подозреваемого и проводите обыски. Должны быть какие-то доказательства, чтобы перевести свидетелей в статус подогреваемых. Это сразу снимет вопрос причин для обыска, — сказал Зинатуллин.

В сентябре этого в его квартире также проходил обыск по "делу ЮКОСа". Параллельно обыски шли еще у семи жителей Казани. Им сообщили, что они проходят по делу в качестве свидетелей. Постановление на проведение обысков выдал Басманный суд Москвы. У всех активистов тогда изъяли технику, средства связи, различные документы. Зинатуллин уверен, реальных оснований для обысков у силовиков не было. По его мнению, такая полицейская акция носила скорее устрашающий характер.

После обыска в доме лидера "Яблока" в Татарстане Руслана Зинатуллина
После обыска в доме лидера "Яблока" в Татарстане Руслана Зинатуллина

— Если бы у них были доказательства, они могли бы перевести возможных причастных в статус подозреваемых, но они этого не сделали . По сути это был узаконенный грабеж, — считает Руслан Зинатуллин.

Остальные выступающие не прокомментировали предложения главы татарстанского "Яблока". Следом за ним слово взял соорганизатор конференции, председатель ВТОЦ Фарит Закиев. Он заявил о репрессиях власти против национальных движений.

— За прошедший 12 октября 2019 года "День памяти" двое активистов получили штрафы по 10 тысяч рублей, трое — по пять тысяч рублей, один человек — 40 часов обязательных работ. Причем наказать решили почему-то в июне-августе 2020 года. А среди нарушителей — 81-летний бывший федеральный судья и 82-летний татарский поэт, который прочитал стих, — сказал Фарит Закиев.

Он отметил и проблемы с согласованием митинга "День памяти" — в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Татарские ученые считают это поворотным моментом в истории татар: нация потеряла независимость, вслед за Казанским пали и другие татарские ханства. Митинг ежегодно проводится в Казани. В этом году власти сначала запретили проводить традиционную акцию, но позже активистам удалось обжаловать это решение — суд встал на их сторону.

— Мы уже устали каждый год объяснять, что "День памяти" — это событие историческое и культурное, а не политическое. Мы каждый год приглашаем на "День памяти" и чувашей, и мари, и русских, и удмуртов, все народы Татарстана. Это наша общая история, ее нельзя забывать. Почему эти простые истинны не доходят до людей, которые принимают решения, непонятно, — отметил Закиев.

Далее глава ВТОЦ рассказал о возбуждении дела по ст.282 (" Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") за выступления на прошлогоднем митинге "День памяти". Также Фарит Закиев упомянул о штрафе ВТОЦ в 150 тысяч рублей от пожарной инспекции.

— Ситуация напоминает 1937 год. Тогда из Москвы приходил приказ расстрелять 500 человек. А Татарской АССР расстреливали две тысячи человек и докладывали в Москву о перевыполнении плана. По-моему, сейчас происходит то же самое. Из Москвы требуют усилить борьбу с экстремизмом, а экстремистов в Татарстане нет, кроме 82-летнего татарского поэта, — сообщил Фарит Закиев.

В озвученных им требованиях говорилось о прекращении преследования активистов и закрытии фальсифицированных дел. Он также попросил правоохранителей позволить ему и ВТОЦ продолжать работу по защите татарского языка.

Далее своим опытом взаимодействия с силовиками поделилась глава зеленой фракции татарстанского "Яблока", противница строительства мусоросжигательного завода Елена Изотова. Она рассказала, как отбывала пять суток ареста за организацию одиночного пикета. Также Изотова упомянула о попытках баллотироваться в депутаты Осинового сельского поселения, где уже начал строиться мусоросжигательный завод.

— Нас было 15 человек. 13 кандидатов сняли по надуманным обвинениям, якобы мы превысили лимит избирательного счета. На деле такого не было, у нас до сих пор идут суды . Мне лично угрожали два раза сотрудники правоохранительных органов, чтобы я заканчивала деятельность. Я считаю, что это моя миссия. Я не собираюсь опускать руки, — сообщила Елена Изотова.

Елена Изотова во время одиночного пикета с требованием отставки главы МВД по РТ. После этого пикета суд назначил ей пять суток ареста
Елена Изотова во время одиночного пикета с требованием отставки главы МВД по РТ. После этого пикета суд назначил ей пять суток ареста

Она не приводила дополнительные требования или предложения для изменения ситуации. Не озвучили их и остальные выступающие. Активист и юрист Павел Железняк сообщил лишь о намерении создать так называемую общественную прокуратуру. По его словам, она будет координировать деятельности всех активистов.

— Не нужно никого координировать или контролировать, нужно просто объединяться, — прокомментировал его намерения Алексей Златкин.

Аналогичной фразой спустя полчаса он закончил конференцию. Собравшиеся не приняли общие планы или стратегии для изменения обстановки. По факту активисты собрались поделиться мнениями и собственными историями столкновения с властью. Казалось, озвученные проблемы и вопросы остались без решения.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG