Общественник и депутат из Волжска Роберт Салахутдинов разместил в группе в соцсетях репортаж-расследование о возможно незаконном вывозе песка с территории, принадлежащей одной из строительных компаний города. Эта компания — один из крупнейших подрядчиков по госконтрактам с мэрией второго по численности населения города в Марий Эл. В начале года городские власти инициировали судебное дело по расторжению договора купли-продажи с собственником участка и о возвращении земли в муниципальную собственность. Подробности — в материале "Idel.Реалии".
Воруют или добывают
В конце октября волжский общественник, депутат местного собрания от "Справедливой России" Роберт Салахутдинов разместил в группе "ФильмВоЛжСкФильм" в социальной сети "ВКонтакте" репортаж о возможно незаконной добыче песка с принадлежащего компании "Волжский домостроительный комбинат" (ООО "ВДСК") земельного участка с кадастровым номером 12:16:0802002:603.
— Мы находимся рядом с микрорайоном "Машиностроитель", он позади меня, слева — коттеджный поселок, улица Тихая, — так обозначает депутат место съемки, напоминающее песчаный карьер — большую выемку примерно трехметровой глубины. По его словам, со стороны дороги этот карьер не виден, но местные жители увидели машины, которые часто сюда заезжают.
— Мы увидели, что здесь добывают песок, — рассказал Салахутдинов. Он удивился, что по данным Росреестра этот участок предназначен для строительства многоэтажных жилых домов, но на нем нет ни ограждения, ни паспорта объекта с информацией о застройщике и дате окончания работ. Участок, по словам депутата, принадлежит местной компании "Волжский домостроительный комбинат".
Далее Салахутдинов рассказывает, что обратился к председателю городского собрания Волжска Николаю Семёнову, тот отправил запрос исполняющему обязанности мэра города Алексею Веселову. Из ответа мэрии следовало, что горадминистрация судится с собственником по поводу расторжения договора купли-продажи. Вопросы о добыче песка власти города переадресовали руководителю строительной организации. Директор, Ильнур Сафин, сообщил, что "Волжский домостроительный комбинат" не осуществляет добычу песка на этом участке, а ограждения нет, поскольку никакая хозяйственная деятельность на нем не ведется.
Роберт Салахутдинов продемонстрировал в своем репортаже видеосъемку, которая по его словам была сделана на этом участке 25 сентября 2020 года. На видеозаписи, сделанной вероятно на смартфон, оператор спускается в расположенный на территории этого земельного участка карьер, где идет погрузка песка в грузовик. Несколько КАМАЗов находятся в очереди.
— Мы показываем видео — добыча ведется, а в ответе написано, что не ведется, — комментирует видеозапись депутат горсобрания. На снятое в сентябре видео наложен музыкальный фрагмент, но из титров следует, что оператор общался с одним из водителей. Тот рассказал ему (камера в этот момент была выключена), что возит песок “на участок начальника, который находится в деревне Новые Параты Волжского района”. Из ответа водителя также следует, что песок вывозился с этого участка как минимум и в прошлом году.
Видеорепортаж о возможном воровстве песка с находящегося в собственности строительной компании земельного участка начался со съемок несостоявшейся набережной Волжска:
— Все знают это место, это район ВЭМЗ, — рассказывает Роберт Салахутдинов. — Здесь приходили купаться, были замечательные пески.
Депутат напоминает, что по генплану города в этом месте должны были быть построены частные дома, больница, детский сад, зона отдыха на побережье с яхт-клубом.
— Шла планировка территории, поэтому вывозили песок. Десятки КАМАЗов вывозили, — вспоминает Салахабутдинов. — Вывезли тысячи и тысячи тонн. Миллионы, десятки миллионов рублей сделали те люди, которые приняли такое предпринимательское решение. На общественников, интересовавшихся этим делом, оказывали серъезное давление, избивали, угрожали.
Сейчас это дело "ни у кого нет желания доводить до конца", — считает депутат городского собрания Волжска, очевидно имея ввиду, что правоохранительные и контролирующие органы не обращают на масштабный вывоз песка с волжского берега никакого внимания. И добавляет, что "это яркий пример того, что наш город подвергся варварскому нападению".
О незаконной добыче полезных ископаемых
Звениговский районный суд в Марий Эл в ближайшее время рассмотрит уголовное дело, по которому 78-летний руководитель СПК "Звениговский", первый секретарь Марийского рескома КПРФ Иван Казанков может быть признан виновным в краже в особо крупном размере и в незаконном предпринимательстве, связанном с причинением крупного ущерба. Такой иск направило в суд Министерство природных ресурсов Марий Эл. По данным следствия, руководитель сельхозпредприятия получил от администрации одного из муниципальных образований в аренду земли сельхозназначения с разрешенным видом использования: растениеводство. Следователи полагают, что Казанков знал — на арендованном участке есть залежи песка; он распорядился изъять его и вывести "для последующего использования в предпринимательской деятельности". Законных оснований для добычи полезных ископаемых у руководителя сельхозпредприятия не было, полагает гособвинение. Казанкову грозит до десяти лет лишения свободы. Люди, хорошо его знающие, приводят такие аргументы в его защиту: вывезенное с поля вещество не являлось полезным ископаемым (есть данные экспертизы), а изпользовано оно было для укрепления муниципальной автодороги. Сторонники Казанкова говорят о предвзятости госорганов, упорно искавших, и в конце концов нашедших "хоть что-то" на пожилого человека.
Информация, которую сообщил жителям Волжска и всей Марий Эл Роберт Салахутдинов, вероятно, достаточно отчетливо демонстрирует возможную избирательность чиновников и правоохранителей. А также то, что они в таких случаях работают лишь по указке свыше.
Арбитражный суд
Договор о купле-продаже земельного участка, расположенного на пути в микрорайон "Машиностроитель" был заключен Волжской горадминистрацией и компанией "Волжский домостроительный комбинат" был заключен 3 февраля 2016 года. За четыре года на нем так ничего и не было построено. В феврале 2020 власти города обратились в Арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении договора и о возвращении земельного участка в муниципальную собственность. Исковое заявление по-прежнему рассматривается судом. Ближайшее заседание состоится 11 ноября. К этому времени представитель компании-собственника должен подготовить ответы на такие вопросы: начато или ведется строительство объектов инженерной инфраструктуры на участке, и почему, если не начато; получала ли ВДСК требование о расторжении договора купли-продажи этого участка и расторгнут ли договор.
Из текста судебного определения следует, что к компетенции арбитражного судопроизводства, возможно, не относится разбирательство по поводу причин появления песчаного карьера на земельном участке, предназначенном для строительства многоквартирных домов.
Что известно о ВДСК
"Волжский домостроительный комбинат" — один из крупнейших подрядчиков Марий Эл по госконтрактам. В конце 2018 года интернет-журнал "7х7" и OCCRP опубликовали первую часть большого исследования "Региональные короли госзаказов". Благодаря ВДСК его владелец — татарстанский бизнесмен Николай Морсин занял шестое место среди лидеров госзаказов в Марий Эл.
ВДСК зарегистрирована в 2013 году, основной для нее вид деятельности — вложения в ценные бумаги. Госконтракты компании были связаны с продажей или с участием в долевом строительстве квартир для администрации Волжска. В основном это жилье для переселенцев из аварийного фонда. В 2016 году компания заключила контрактов на 451 миллионов рублей. В 2018 — на 22 миллиона. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2019 и 2020 годах "Волжский домостроительный комбинат" не заключал госконтрактов. В прошлом году при выручке в 6 миллионов рублей компания показала чистый убыток в 64 миллиона. 3 марта 2020 года ВДСК перешла в полную собственность Владислава Морсина — возможно, сына Николая Морсина (в учредительных документах он значится, как Морсин Владислав Николаевич).
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.