В середине сентября стало известно о регистрации в Минюсте национальной общественной организации "Марий Ушем". Она вновь появилась в едином госреестре юридических лиц, спустя почти десять месяцев после исключения из него. О том, как проходила затянувшаяся во времени перерегистрация, что повлияло на сроки, что происходит в организации сейчас, а также об отношении к съезду марийского народа и важных инициативах, решения которых добивались от чиновников национальные общественники корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с учредителями инициаторами новой регистрации в Минюсте "Марий Ушем" председателем организации Игорем Кудрявцевым и Василием Кузнецовым.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
— С конца декабря 2019 года по сентябрь 2020 — столько времени занял процесс возобновления регистрации "Марий Ушем". Это достаточно долго. Как вы расцениваете все происходившее: повлияла история с коронавирусом, для вас было важно сделать все тщательно, или дело в позиции управления Минюста по Марий Эл?
Игорь Кудрявцев:
— Никак не связано с коронавирусной ситуацией. Документы мы подавали в конце прошлого года, затем, в январе. Мы ждали результаты в начале января. Думаю, что ситуация двоякая. Во-первых, мы совершили некоторые ошибки в оформлении документов. Мы это отмечаем. Но с другой стороны, чувствуется чья-то рука. Нет возможности сказать, что такими были указания соответствующих лиц, но это чувствовалось. Наряду с замечаниями, которые мы считаем объективными, были и такие… к примеру: разный шрифт в протоколе собрания организации и в тексте устава.
— Вы все требования выполняли, или оспаривали что-то, как вот это замечание по шрифту?
— Думаю, мы спокойно, без эмоций, резких движений делали свое дело. Знали, что придет время, обязательно эта регистрация завершится.
Василий Кузнецов:
— Я не совсем согласен, что Минюст выполнил свою работу хорошо. Потому, что можно было те же самые замечания, делать не два раза, а заметить уже после первого нашего обращения. Это касается некоторых неточностей, на которые в управлении министерства юстиции не обратили внимание после первого раза, а указали на них лишь после того, как мы сдали документы вторично. Обращаясь в Минюст каждый раз, это было трижды, мы платили пошлину, по 4000 рублей. То есть, всего заплатили 12 тысяч.
— В какой-то определенный момент могло показаться, это так кто-то и комментировал, что власти помогают регистрации организации, учрежденной Василием и Григорием Петровыми (их "Мари Ушем" был зарегистрирован в начале февраля), поэтому вас так долго и щепетильно проверяли?
Игорь Кудрявцев:
Это не общественная организация, а филиал кого-то. Так же как и "Мер Каҥаш"
— Лично для меня, как нового руководителя "Марий Ушем" не существует эта организация. Разговора о них не хочу вести. Пусть они живут, набирают своих членов, проводят общественную работу, что в их уставе прописано. Ни критиковать, ни замечать я их не хочу. Может быть, со временем они станут мудрее, поймут, что их поступок был предательством. Да, они под правительством, да, не самостоятельны. Но это их дело. Им будут указывать, как строить работу, как жить. Это несвободные, несамостоятельные… Это не общественная организация, а филиал кого-то. Так же как и "Мер Каҥаш".
— Организация "Марий Ушем", зарегистрированная заново, является прямым правопреемником организации, совет которой возглавлял Владимир Козлов, это так?
Игорь Кудрявцев:
— Мы проводим сегодня (26 сентября — "Idel.Реалии") первичное наше собрание совместно с членами правления и особыми активистами организации совершенно не ликвидированной, но действующей без организации юридического лица, которую возглавлял Владимир Никифорович Козлов. Они все сегодня напишут заявления в организацию. Практически никто, ни один человек не отказался от этого. Интеллигенция Йошкар-Олы, люди, которые вышли из организации какое-то время назад, при бывшем главе республики, они тоже проявляют интерес.
— Вся структура организации будет создаваться, избираться заново, так?
Игорь Кудрявцев:
— В нашем уставе есть изменения, они учитывают изменения, которые произошли в российском законодательстве. Затем, в начале октября каждый из членов организации напишет заявления о вступлении в недавно зарегистрированный "Марий Уше". Сейчас у нас есть исполнительный орган, председатель организации.Он одновременно является председателем правления. В новый состав правления будут делегированы семь человек, в том числе и Владимир Козлов.
— Этой зимой гостелерадиокомпания "Марий Э" назвала вашу организацию ликвидированной, когда рассказывала о начале деятельности "Мари Ушем" Василия Петрова. Чем завершилась история о распространении недостоверной информации?
Василий Кузнецов:
— Насколько мне известно, договорились, что эту тему поднимать больше не будут.
Игорь Кудрявцев:
— На мелкие подколы мы не обращаем внимания, что мы на них — в суд будем подавать? Они же тоже люди подневольные. Мы прощаем их, пусть живут своей жизнью. Мы сильные люди, не ущербные.
— "Марий Ушем" зарекомендовала себя, как оппозиционная действующей в республике власти организация. Вы обращаете внимание на проблемы, не занимаетесь восхвалением, вас не считают организацией лояльной чиновникам.
Игорь Кудрявцев:
— Мы живем в России. Президент страны всегда говорит чиновникам — слушайте народ. Без общения с народом никакого гражданского общества в России не будет. Общественная организация — это посредник между людьми, определенной группой, и властью. Мы слушаем то, что говорит народ. Мы видим, что власть на это не обращает внимания, не делает ничего. Мы должны поднимать эти вопросы. У нас очень сложная республика, не только потому, что национальная. Но и в смысле экономики, например.
Можно ли это называть оппозиционными действиями? А если власть предпринимает действия, оппозиционные чаяниям народа? Мы хотели бы, чтобы власть прислушивалась к мнению народа, которое доносят общественные организации.
Есть недавний пример как власть реагирует на посылы, вопросы общественников. Анатолий Радыгин из Удмуртии четырежды писал главе Марий Эл обращения. Но внятного ответа на его вопросы не было. Это тяготит.
Василий Кузнецов:
— Я хочу рассказать о своем примере, почему я несколько лет назад решил, что общественная организация, это важно. В моей деревне уничтожали марийскую школу, в которой я учился, и куда я хотел отправить своих детей. Мы пытались решить этот вопрос, общались с местными чиновниками на разных уровнях. Всегда получал от них ответ, что ничего нельзя сделать, от нас ничего не зависит. Все родители были против закрытия. Но в итоге этой школы сейчас нет. В школе, куда мои дети сейчас ходят, я пытался решить вопрос, как обучать их в марийскоязычной среде. И здесь тоже ничего не получилось. Основной проблемой стало то, что сами родители не хотят учить детей марийскому, это лишний предмет, считают они. На мой взгляд, это нездоровая ситуация, ее нужно менять. Но один человек ничего не поменяет. Для этого нужна государственная политика не только региональная. Но и на федеральном уровне. Общественная организация может об этом рассказать, сформулировать задачу, которую могли бы и должны решать чиновники — как сделать доступным образование на родном языке, сделать возможным изучение в школах Марий Эл нескольких языков. Это для нашей общественной организации большая цель.
— Символика Марий Эл, памятник первому руководителю Марийской автономии Ивану Петрову. Об этом национальные общественники начали писать в обращениях к новому руководителю республики Александру Евстифееву три года назад. Сейчас год 100-летия автономии, к этому времени предполагалось важным как раз добиться от чиновников определенности. Но совершенно ничего не известно. Вернее, известно, что ничего они не собираются менять, делать. Прислушиваться к национальной общественной организации не будут. Что вы думаете по этому поводу?
Игорь Кудрявцев:
— Задача власти — не жить по принципу, как было при Маркелове: я умный, а вы все дураки. Если не получается, то вы скажите об этом, и когда может получиться. Вот такой диалог с властными структурами, существующими за счет бюджета, налогов, должен быть. Мы эти вопросы, касающиеся памятника Петрову, возвращения госсимволики, снова зададим правительству республики.
Василий Кузнецов:
— С точки зрения достижения целей, как все это поможет сохранить язык, культуру — вот в этом общественная организация может сотрудничать с властями. Мы готовы работать с политическими организациями, если идет речь о сохранении марийской культуры. Я приветствую недавнюю инициативу ЛДПР о ведении документации на государственном марийском языке. Если инициативы власти будут полезны, то мы будем и приветствовать их, и помогать.
— А насколько символично, что в год 100-летия автономии чиновники игнорируют эти вопросы — с памятником и госсимволами?
Василий Кузнецов:
— Это показатель того, как наши власти работают с общественными организациями, их обращениями. Можно за это поставить неудовлетворительную оценку им.
Игорь Кудрявцев:
Мы живем в национальной республике
— Мы живем в национальной республике. Решение национального вопроса в разных республиках не просто проходило. Их несвоевременное решение, отказ принимать решение заранее, быстро, всегда приводит к крайней форме — национализму.
— Весь этот год идет обсуждение съезда марийского народа. Чего от него ждать? Откроется он 1 октября. Как в "Марий Ушем" расценивают этот съезд?
Игорь Кудрявцев:
— Я еще четыре года назад высказал свое отношение к организации "Мер Каҥаш", которая проводит этот съезд. Это незарегистрированная организация, движение. Они имеют право проводить это мероприятие. То, что это не съезд марийского народа, это тоже однозначно. Это съезд "Мер Каҥаш", одной из организаций национального толка. Списки, которые распространяются в районах, говорят о том, что 90 процентов участников — работники сфер культуры, образования, где-то чиновники, где-то сотрудничающие с "Единой Россией" люди. Другие слои не представлены, а это предприниматели, работники производства… Участники съезда представляют из себя послушное большинство. Они будут принимать решения, но ни одно из них не будет исполнено. "Мер Каҥаш" — это клуб по интересам. Его решения чиновники и не обязаны рассматривать.
Василий Кузнецов:
— Мы приглашали представителей "Мер каҥнаш" выступать совместно. К сожалению, реализация решений съезда оставляет желать лучшего. В основном представителями выбираются зависимые люди, ждать каких-то важных решений от них я бы не стал. Они не способны ставить острые вопросы перед властями именно в силу своего подчиненного положения.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.