Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин анализирует так называемую "Стратегию развития татарского народа", которую представили в Казани 29 августа.
"Җыен" этот можно охарактеризовать как внеочередное собрание представителей татарской общественности — с "одноразовыми" целями. И такой "одноразовой" целью на сей раз могла стать подготовка к сентябрьским выборам президента Татарстана
В минувшие выходные в Казани состоялся ряд мероприятий с участием татарской общественности. В субботу утром прошло заседание "Милли Шура" ("Национального собрания"), а после обеда был созван "Милли җыен". Что это вообще было — непонятно, т.к. такого понятия нет ни в одном уставном документе... Однако "җыен" этот можно охарактеризовать как внеочередное собрание представителей татарской общественности — с "одноразовыми" целями. И такой "одноразовой" целью на сей раз могла стать подготовка к сентябрьским выборам (президента Татарстана). Только вот весьма сомнительно, что подобные ритуальные действия могут положительно повлиять на авторитет действующей власти. Но тут же главное ритуал — об остальном никто, видимо, вообще не думает.
И мероприятия 29 августа, и официоз предыдущих дней, как и кульминация празднества 30 августа, являются празднованием 100-летия Татарской республики, которое изначально планировалось провести в конце мая этого года (но из-за пандемии коронавируса всё было отложено).
Ни разу не прозвучало упоминание о 30-летии со дня принятия Декларации о суверенитете республики Татарстан. Будто бы и нет татарской нации, а 30 лет назад не был провозглашен суверенитет, которому нынешняя РТ и обязана своим экономическим и имиджевым успехом
Заседание "Милли Шура" прошло в закрытом режиме. Причем, в закрытом даже для некоторых его членов. Выглядело это весьма некрасиво: Алика Лукманова, который долгие годы был представителем Всемирного конгресса татар в Башкортостане, просто-напросто не пустили на заседание, сказав, что после ротации представителя организации его место автоматически переходит другому человеку. С людьми, которые десятки лет отдавали себя служению нации, причем, в непростых условиях Башкортостана, не могут даже нормально, по-человечески попрощаться и поблагодарить за проделанную работу. И что немаловажно, всех членов "Милли Шура" избирала несколько лет назад на съезде ВКТ почти тысяча делегатов, представляющих многомиллионную татарскую нацию. Поэтому менять состав "Милли Шура" — явочным порядком, по чьему-то сиюминутному желанию — вообще абсурдно. Но, к сожалению, приходится констатировать, что до сих пор нет установленного порядка избрания и вывода членов "Милли Шура", и поэтому всё случившиеся формально никак нельзя оспорить.
Кстати, о нации. На заседаниях 29 августа и в розданных документах этого термина вообще нет. Слово "нация" ни разу не прозвучало! А еще ни разу не прозвучало упоминание о 30-летии со дня принятия Декларации о суверенитете республики Татарстан. Будто бы и нет татарской нации, а 30 лет назад не был провозглашен суверенитет (по сути, рождение новой республики!), которому нынешняя РТ и обязана своим экономическим и имиджевым успехом. Весьма символично, что к 30-летнему юбилею суверенитета само слово "суверенитет" фактически стало запретным.
Выступлений членов "Милли Шура" по важным вопросам практически не было. Если не считать небольшую реплику, сказанную профессором Юлаем Шамильоглу, о необходимости реализации проекта Национального университета (он участвовал в собрании посредством Zoоm).
Так чего ради собирались-то? Всё ради того же: ритуального одобрения "Стратегии развития татарской нации", которую торжественно поклялись подготовить еще к 30 августа 2019 года и о судьбе которой до последнего дня ничего не было известно. Никто — ни члены "Милли Шура", ни эксперты — никто не знал о том, что на этом заседании будут-таки принимать текст "Стратегии", хотя слухи такие ходили.
Всучили, и пока никто ничего не понял, тут же ритуально подняли руки
Сделано это было для того, чтобы людям просто всучили бумажку, одну тоненькую пространную брошюрку под названием "Татары: Стратегия действия" и 4-страничное приложение (причем, с большими межстрочными интервалами, видимо, чтобы выглядело "посолиднее") под названием "Основные направления деятельности по реализации Стратегии действия". Видимо, первую надо воспринимать как саму "Стратегию", а вторую — как некую дорожную карту по ее реализации. Всучили, и пока никто ничего не понял, тут же ритуально подняли руки.
На "Милли җыен" также ничего интересного не было. Участникам опять раздали папки со "Стратегией", ну, и недавно вышедшей статьей Рустама Минниханова.
Даже Рустаму Минниханову стало как-то неуютно от этой слащавой демагогии: в свою речь он осмелился внести красную нотку
Выглядело всё это очень трагикомично: каждый выходящий к трибуне пропевал одинаковую песню о том, как у нас всё хорошо (в смысле, у татарской нации)... Плюс у каждого выступающего была обязательная отсылка к статье Минниханова. Т.е. абсолютно всё по строго выверенной кальке. И всё же кроме этих бравурных слов были-таки запланированы и подготовлены выступления двух известных в республике ученых-историков, которые, однако, в итоге были забракованы. По высокому заказу 30 августа было разрешено говорить только об успехах и излучать пустой оптимизм, при этом никак не упоминая о действительно важных и волнующих вещах.
Видимо, даже Рустаму Минниханову стало как-то неуютно от этой слащавой демагогии: в свою речь он осмелился внести красную нотку (сказав, что "у нас бывают разногласия с московскими руководителями").
"СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ"?
Здесь есть всё: и про чак-чак и өчпомак, и про татарский моң. Нет главного — анализа исторического прошлого, текущей ситуации, обозначения реальных проблем, стоящих перед татарской нацией, и путей их решения
Теперь о долгожданной "Стратегии" и 4-страничном приложении к ней. Заметьте, в этих, с позволения сказать, двух документах не оказалось даже тех основополагающих терминов, к которым пришли эксперты и представители татарской общественности при обсуждении эскизов будущей программы еще полтора года назад. Сейчас уже это не "Стратегия развития", а некая "стратегия действия" (действия к чему?). О татарской нации здесь нет ни одного слова. А ключевой термин "Стратегии" — "татарский мир", по поводу которого велись долгие дискуссии на самих заседаниях — также отсутствует в этой бумаге.
В бумажке под названием "Стратегия действия", которую, видимо, и следует теперь считать основным документом, весь текст заполнен разными околофилософскими измышлениями, больше похожими на творческое эссе, а не на стратегический документ. Здесь есть всё: и про чак-чак и өчпомак, и про татарский моң. Нет главного — анализа исторического прошлого, текущей ситуации, обозначения реальных проблем, стоящих перед татарской нацией, и путей их решения. В нормальной ситуации Стратегия — это план действий по достижению одной или главных двух целей. В этой же брошюре нет ни четко поставленных целей (чтобы можно было по прошествии времени сказать — мы достигли их или нет), ни путей их достижения. Вместо целей только "одна вода". Цитировать всё это, честно говоря, даже не хочется. Кому интересно, думаю, скоро увидят сами...
Здесь нет ни слова про анализ текущей политической ситуации, демографического потенциала татарского народа, географического расселения, экономического потенциала мест компактного проживания представителей татарской нации. Нет здесь и никаких прогнозов. Вместо этого только привычная бюрократическая риторика — сохранение традиций, языка и самосознания — при этом сохранение это начинается с семьи и по этой логике, видимо, на ней и заканчивается.
Москве очень сильно не понравились сами попытки написать "Стратегию развития татарской нации": в РФ уже давно строят единую "российскую нацию" — с русским языком и полным нивелированием национального самосознания, субъектности других народов федерации
Если бы устроили конкурс на лучшее эссе о татарском народе, уверен, этот вариант занял бы там призовое место, только какое отношение он имеет к Стратегии? Абсолютно пустой документ, созданный для отчетности.
За километр видно, что данное произведение низкого искусства разрабатывалось при участии чиновников. Сухой казенный стиль, пустые и до тошноты слащавые фразы — всё это ярко выдает тот факт, что конечными редакторами явно были не эксперты.
В 4-страничном приложении под названием "Основные направления деятельности по реализации Стратегии действия" указаны либо абсолютно пустые, ни к чему не обязывающие вещи (в горбачевском духе — "расширить, углубить"), либо проекты, которые и так выполняются уже долгие годы. Например, в пункте о сохранении и развитии татарского языка написано о содействии обеспечению школ учебниками и учебными пособиями, популяризации онлайн-программы "Ана теле", организации "Татарча диктант" и т.д. В пункте "работа с молодежью" — "организация и проведение фестиваля "Печән базары", "Җәдид фест", проведение татарских КВН и остальное. И так в каждом пункте. Ничего нового. И где здесь Стратегия, где здесь план действий?
Параллельно был представлен и план по программе "Сохранения идентичности татарского народа", продленный до 2023 года (но его стоит проанализировать отдельно). В общем, все громкие слова о том, что это будет народный документ, якобы организованный сбор предложений от татар, проживающих в разных регионах РФ и странах мира — всё это просто кануло в лету.
Даже тот сырой и критиковавшийся многими экспертами вариант Стратегии, который был разработан Академией наук РТ полтора года назад, в тысячу раз лучше этой бумажки. Конечно, и он не годился в качестве основополагающего документа, но там было хоть какое-то рациональное зерно. Кстати, на сайте Всемирного конгресса татар до сих пор висят эскизы "старой" Стратегии, над которой работали два года и которая тогда была отбракована. Нынешнего "произведения" там до сих пор нет.
Почему же гора опять родила мышь? Дело не только в проблеме специалистов и экспертов — их у нас мало. Причина этого позорища — в отсутствии политической воли. Москве очень сильно не понравились сами попытки написать "Стратегию развития татарской нации": в РФ уже давно строят единую "российскую нацию" — с русским языком и полным нивелированием национального самосознания, субъектности других народов федерации. Но Москва Москвой, а наличие политической воли могло бы преодолеть эту преграду — ну, хотя бы частично.
В этой ситуации лучше честно признаться: "извините, ребята, мы старались, но не смогли и не захотели всё качественно организовать".
Помнится, два года говорили о том, что "Стратегию" будут издавать тиражом в 2 млн экземпляров, чтобы в каждой татарской семье имелся этот документ. Теперь понятно, что вряд ли кому-то в трезвом уме придет в голову издавать это эссе. Сия позорная бумажка — продукт одноразового действия: просмотрел, выбросил и забыл.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.